Возможность применения технологии БиС на уроках химии

Рейтинг:   / 1
КеріӨте жақсы 

Несветеева Надежда Александровна,

 учитель химии,

КГУ «Саумалкольская средняя школа №1»

Айыртауского района Северо-Казахстанской области

 

Цель школы XXI века, это подготовка успешного, активного, думающего человека, ориентированного на знания и использования новых технологий, способного творчески решать задачи, рационально использовать свое время и учиться проектировать свое будущее, ведущего здоровый образ жизни, развивающего интеллект и творческий потенциал человека.

Технология БиС Ф.Я. Вассермана, это одна из современных образовательных технологий, в которой, с помощью определенной структуры: технологического процесса, технологических карт, решаются задачи, поставленные учителем. При обучении по данной методике активность педагога уступает место активности обучаемых, и главная задача педагога становится создание условий для их инициативы.

На уроках химии чаще используются технологические карты, разработанные для математического цикла: «Алгоритм», «Биоинтернет», «Тренажер» и т.д. На теоретических уроках есть возможность прибегнуть к технологическим картам, предназначенным для проведения уроков гуманитарного цикла: «Устный урок 1-2-3-4» или «Универсальный урок».

Saldos - Entrega gratuita

Так, урок в 8 классе по теме «Классификация химических элементов» не возможно построить и провести в рамках технологических карт, разработанных для математических предметов, но если взять одну из карт устных уроков, то данная тема удачно раскрывается и приносит хороший результат при ее изучении. Основой для такого урока можно взять технологическую карту «Устный урок 1», где целью ставится развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. И для достижения цели необходимо выйти на определенный результат при оценивании учащихся.

Такой урок по изучению и первичному закреплению нового материала имеет определенную логику: мотивация – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия.

Обязательным атрибутом урока должна быть цифра 63%, написанная в правом верхнем углу доски и число учащихся, соответствующее данному проценту от общего числа учащихся в классе (63%-13). Именно к этому результату на уроке стремятся все: и учитель, и учащиеся.

Первым этапом такого урока является организационный момент и мотивация, когда учитель объясняет порядок работы по карте и дается слово лидеру, краткое, но позитивно настраивающее. К примеру, в стихотворной форме:

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами.                                                                                                                                                 Все расселись по местам?

Никому не тесно?                                                                                                              По секрету скажу вам, будет интересно!

После этого учащиеся обмениваются пожеланиями и положительной энергетикой в игровой форме.                                                                                                                                                         Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 Далее для более успешного результата, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся учителем создается интрига, с помощью которой ученики устанавливают тему и цель урока. Интрига может быть поставлена в виде сценки, где участвуют старшеклассники.

Сценка - интрига «ПОМОГИ ЭЛЕМЕНТАМ!»

(стук в дверь)  

Учитель, подходя к двери и открывая ее - Кто стучит, у нас урок идет….?

Элементы за дверью - Мы как раз хотели к вам на урок попасть

Учитель - А вы кто???

Элементы - Мы химические элементы

Учитель - Ну тогда проходите

Элементы заходят в класс (хором) - Ой, здравствуйте, ребята!!!

Учитель - А что вы тут делаете???

АЛЮМИНИЙ - Мы пришли в школу учиться, но у нас большая проблема….

АРГОН- Мы не можем никак разобраться, кому с кем сидеть

НАТРИЙ - Уже как только не садились….. Мне например аргон все мешает и мешает

МАГНИЙ – А мне с алюминием совсем не комфортно….

КАЛЬЦИЙ - И вообще, кто бы как не сел, все, что- то не так, все как то не то.

БРОМ - Ну помогите же нам разобраться, в чем дело?

ХЛОР - Что же с нами происходит?

Учитель - Ну давайте спросим у ребят. Поможем химическим элементам????

Переходом к основным этапам урока является второй этап, это организация восприятия – первая критическая точка, где учителем делается краткое введение в новую тему, нацеливающее учащихся на тот объем знаний, который должен быть изучен в рамках этого урока. И этот критерий определяет каждый учитель индивидуально в зависимости от своей квалификации. В процессе введения, дается краткая характеристика опорных слов вынесенных на доску, в количестве от 7 до 21. Это зависит от того на каком этапе усвоения карты находятся учащиеся. Для темы «Классификация химических элементов» можно выделить 14 терминов: 1. Металлы, 2. Неметаллы, 3. Амфотерные, 4-5. Естественные семейства, 6.Щелочные металлы, 7. Щелочноземельные металлы, 8-9  Галогены «солерождающие», 10-12. Халькогены «рождающие руды»,13-14 Инертные газы.  Познакомить с понятиями каждого термина. После объяснения слова закрываются и воспроизводятся учащимися в течении определенного времени, установленного нормативами технологической карты «Устный урок 1». По окончанию времени учащиеся производят взаимопроверку и подводят итог по установленным нормативам. Результаты вносятся в матрицу посадочных мест (МПМ), заранее подготовленную на доске учителем в виде «+» и «-«. Необходимо обязательно сделать выборочный контроль, для выявления фальсификации результатов. После подсчета результатов в МПМ на доску выносится итог данного этапа, который указывает на то, достиг ли класс нормы в полученных знаниях или нет. Т.е. ведется подсчет учащихся, получивших плюсы и сравнивается с процентом нормы равной 63. (например ≥ нормы, или ≤ нормы).      

Третий этап такого урока – организация осмысления. На этом этапе учащиеся читают текст учебника (возможен текст приложение) по нормативному времени (8 класс 4 минуты на лист). Параллельно заполняют таблицу предложенную учителем.

Табл.1

Опорные слова

Определение или разъяснение

Символы хим.элементов

  1. Естественные семейства
  1. Амфотерные элементы
  1. Щелочные металлы
  1. Щелочноземелные металлы
  1. Галогены
  1. Халькогены
  1. Инертные газы

По данному тексту учитель готовит вопросы для проверки знаний, полученных из прочитанного материала.

Вопросы задаются на четвертом этапе урока при первичной проверке понимания. Они обязательно должны касаться только того материала, который был предоставлен для чтения учениками.

Первичная проверка понимания

Перекрестный опрос:

  1. Как в ПС можно разделить все элементы на металлы и неметаллы? (поделив ее от бора до астата)
  2. Как называют группы элементов, объединенных по сходству свойств?                    (естественные семейства)
  3. Какой щелочной металл наиболее бурно реагирует с водой? (литий)
  4. К какому семейству относят литий, натрий, калий? (щелочные металлы)
  5. Что означает слово халькоген? (рождающие руды)
  6. Какова высшая валентность галогенов? (7)
  7. Какие элементы относятся к щелочноземельным металлам?(магний, кальций, стронций, барий)
  8. Какие элементы относятся к галогенам? (фтор, бром, хлор, иод)
  9. Перечислите все халькогены (сера, селен, теллур)

10. Почему щелочные металлы и галогены относят к разным семействам?   (Типичные металлы и типичные неметаллы)

11. Почему щелочные металлы хранят под слоем керосина? (активные и быстро окисляются кислородом воздуха)

12. Как называют элементы, проявляющие двойственные свойства? (амфотерные)

13. Что образуют щелочные металлы при взаимодействии с водой? (щелочи)

14. Какие семейства относят к типичным металлам? (Щелочные и щелочноземельные)

15. Какие элементы проявляют двойственные свойства? (амфотерные)

16. Как называли щелочноземельные металлы в средние века? (земли)

17. Почему опыты с галогенами проводят в вытяжном шкафу? (ядовиты)

18. Из скольких атомов состоят молекулы галогенов? (из двух)

19. Какую валентность проявляют щелочные металлы? (I)

20. Какова валентность галогенов в соединении с водородом? (I)

Вопросы задавать необходимо не по порядку. С помощью МПМ учитель опрашивает учеников и сразу вносит результат в матрицу. У тех детей, которые в процессе опроса получили минус, есть возможность его исправить, ответив на тот вопрос, на который не дал ответ его одноклассник. Так на уроке достигается вторая критическая точка. И результаты выписываются на доске в виде ≤ или ≥ нормы. Все ученики класса, таким образом, видят свой результат на этом этапе урока и могут сориентироваться в своей дальнейшей работе.

На пятом этапе организации первичного закрепления проводится критический опрос, который содержит в себе 10 правильных и 20 ошибочно построенных вопросов, составленных с правилами ТК УУ-1. Вопросы искажаются для того, что бы проверить качество усвоения учащимися изучаемой темы. Ответы «да» или «нет» в данном виде опроса не допускаются.

Организация первичного закрепления

Критический опрос

  1. Когда натрий взаимодействует с водой, то получается….. + щелочь
  2. Если калий очень быстро окислился, значит, он был под слоем….. – (не был)
  3. К более активным щелочным металлам относится литий, так как он бурно реагирует с чем?….- (бурно реагирует с водой натрий)
  4. В средние века кальций, стронций и барий называли….  + землями
  5. Литий, барий, калий щелочные металлы, которые легко режутся….- (барий не щелочной металл, а щелочноземельный)
  6. Когда рубидий и цезий взаимодействуют с водой, то получается   …. + (взрыв)
  7. Фтор и хлор, твердые вещества с резким….- (газообразные)
  8. Опыты с галогенами проводят в вытяжном шкафу, потому что они  + (ядовитые)
  9. Алюминий, бериллий, кальций относятся к амфотерным, потому что они проявляют…. - (кальций не относится к амфотерным)
  10. Гелий, неон, аргон, хлор - инертные газы. Их еще называют ….. - (хлор не инертный газ)
  11.  Благородные газы расположены в ПС в группе под номером …. + (8)
  12.  Как будет изменяться валентность щелочных металлов в разных соединениях?.... – (не изменяется, всегда = I)
  13.  С чем образуют соединения галогены, когда проявляют наивысшую валентность II  - (наивысшая валентность VII)
  14. Барий, калий, кальций проявляют двойственные свойства и поэтому их относят к…. - (не проявляют двойственные свойства)
  15.  Если записывать формулу молекул фтора, хлора и аргона, то какой индекс всегда пишется рядом?.... - аргон не галоген, его молекула пишется без индекса
  16. Когда металл можно разрезать ножом, то значит, он относится к…+ (щелочным металлам)
  17. В анестезиологии широко применяют халькогены, перечислите их…. - (не применяют, применяют инертные газы)
  18. Вместе с теллуром, селеном и серой к халькогенам еще относится…. - (другие элементы не относятся)
  19. Элементы, которые называют «рождающие медные руды» относятся к семейству….. + (халькогены)
  20. Натрий, калий, литий относят к типичным металлам, а хлор, фтор и бром относят….. = (к типичным неметаллам)

После такой формы работы опять выносится результат на доску.

Шестым этапом урока проводится анализ в течение 5 минут, где проверяется тематический словарный запас по изучаемой теме. Это могут быть отдельные слова или же мини сочинение об изученном. Проверка осуществляется по нормативам. Таким образом, достигнута четвертая критическая точка урока. Результаты так же выносятся на доску.

При достижении всех критических точек по результатам, учитель определяет те области изучаемой темы, в которых учащиеся проявили слабые знания, не поняли или не раскрыли тем. В течение нескольких минут проблемные зоны изученной темы разъясняются вновь. После чего урок переходит на этап рефлексии, где класс возвращается к интриге, поставленной в начале урока и ее проблеме. Учащиеся теперь уже самостоятельно решают предложенную проблему с помощью полученных знаний на данном уроке.

Итоги урока подводит учитель по нормативам МПМ.

Норматив выставления оценок в журнал:

  • 4 – 5 отметок «+» – 5 баллов
  • 3 отметки «+» – 4 балла
  • 2 отметки «+» – 3 балла
  • 1 отметка «+» – 2 балла

Учитель указывает на проблемы учащихся каждого этапа и мотивируя их на упорство и целеустремленность.

Домашнее задание дается всем учащимся, которые получили менее четырех плюсов.

Таким образом, разрабатывая уроки по технологии БиС и применяя их в учебном процессе, учитель формирует способность учащихся мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию и выход из нее. Ученики учатся выслушивать товарищей, их точку зрения, учатся сотрудничать друг с другом и с учителем. С помощью данной методики каждый учащийся успешен, каждый вносит свой вклад в процесс обучения.

                       

© СҚО бойынша «ӨРЛЕУ» БІЛІКТІЛІКТІ АРТТЫРУ ҰЛТТЫҚ ОРТАЛЫҒЫ» АҚ филиалы, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика