Патриотическое воспитание как ценностный ориентир современных уроков литературы

Рейтинг:   / 0
КеріӨте жақсы 

Калимова Алма Жебисбаиевна

Учитель Русского языка и литературы

СКО, Кызылжарский район КГУ Беловская средняя школа

Развитие полноценной личности, обладающей твердой гражданской позицией, является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики. Проблема развития воспитания несомненно заслуживает самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне Казахстана, ценностных ориентирах нашего общества, о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

¡Ups!

 Цель Концепции воспитания - усиление внимания к проблемам подрастающего поколения, согласование действий всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания детей и молодежи РК. Концепция воспитания носит деятельностный характер, направлена на формирование стремления к самостоятельному непрерывному образованию и развитие творческих способностей и включает в себя следующие виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, художественную, общественную, трудовую, спортивную, свободное общение. В  настоящее  время  в  обществе  отмечается  повышение  интереса  к  проблеме духовно-нравственного  воспитания  подрастающего  поколения.  Ни  для  кого  не является секретом, что те радикальные преобразования, которые произошли в жизни нашего  общества,  не  были  основаны  на  каких-либо  моральных  принципах  или правилах. В итоге – поменялись ценностные ориентиры, попирается доброе и светлое, что  передавалось  из  поколения  в  поколение  и  действительно  являлось  достойным почитания: искренние, чистые отношения между людьми, уважительное отношение к старшему поколению, любовь к родителям и трогательная забота о них. Для  многих   незначащими  словами  становятся  понятия:  любовь,  дружба,  семья,  милосердие,   сострадание,  гражданственность,  нравственность.  Культ  насилия, свободы от запретов и требований общественной морали делают свое  дело:  наносится               непоправимый  ущерб  духовному  здоровью  подрастающего поколения, попираются нравственные ценности того, что делает человека Человеком. В  условиях  становления  новой  системы  образования  идет  процесс  поиска моделей  образования,  которые  позволят  сохранить  духовно-нравственные  и культурно-исторические  традиции  отечественного  образования и  воспитания, сформированные  целыми  поколениями. Современна    школа,     активно  влияя  на  формирование  мировоззрения   учащихся,  способствуя  их духовному  и  нравственному  становлению,   вносит  определённый  вклад  в  решение проблем,  связанных  с  преодолением  духовного  кризиса  в  обществе,  и  воспитанию человека,   для  которого  нормы,  правила  и  требования  общественной  морали выступают как собственные взгляды, убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы  поведения,  приобретённые  в  силу  внутреннего влечения к добру. Этому способствует реализация государственных программ «Рухани жангыру», «Мангилик ель», «Нурлы жол», озвученных главой государства в ежегодных Посланиях народу Казахстана. В данных программах уделяется огромное внимание возрождению духовности через культурное наследие, почитание национальных традиций, бережное отношение к памятникам прошлого,  к природе, пропаганду здорового образа жизни. Сегодня школы  работают по обновленным стандартам, разработаны новые подходы в преподавании предметов, но задачи воспитания подрастающего поколения остаются направленными  на формирование личности, от которой  зависит  будущее  страны.  В  каких  бы условиях не находились мы, учителя гуманитарного цикла, каждый стремится внести посильный  вклад  в  повышение  эффективности  литературного,  исторического, правового  образования,    Сегодня  на  гуманитарные  предметы возлагается  особая  миссия – воспитание  духовно-нравственной  личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своей страны. Нравственное  воспитание  является  стержнем  гуманитарного  образования,  и такой предмет как русская литература   продолжает занимать основополагающее место в  системе  духовного  воспитания личности

Целью моей работы в данном направлении является создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания  учащихся на уроках литературы.
Задачи:  воспитание  казахстанского  патриотизма,  уважения к традициям, обычаям, культурному наследию народов Казахстана, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; знание истории, культуры своего народа; формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализация творческого потенциала на основе непрерывного образования; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

На уроках русской литературы для достижения целей духовно- нравственного и  патриотического воспитания я использую различные методы и приемы,  которые позволяют развивать внимательное чтение, умение делать выводы, анализировать прочитанное: чтение в кружок, чтение с пометами, конструирование текстов, продолжи прочитанное, дневник двойной записи, тонкие и толстые вопросы, молчаливый разговор, древо решений, займи позицию и другие.  Самым главным инструментом воздействия на сердца учеников остается художественный текст. В обновленной программе по русской литературе подобраны тексты русских и казахстанских писателей, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Подобраны задания, развивающие умение анализировать и интерпретировать художественный текст. Однако самым ценным материалом для изучения и исследования остаются классические произведения. Примером может послужить урок русской литературы в 7 классе по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» Нравственные уроки повести «Станционный смотритель». В начале урока учащиеся успешно определили цель- выявить нравственные проблемы, затронутые автором в повести. Работая в двух группах, учащиеся заполнили диаграмму Венна, определяя сходства и различия между Дуней и блудным сыном из библейской притчи «О блудном сыне». Одним из плодотворных видов деятельности стал прием «Займи позицию», где учащиеся очень  аргументированно отстаивали две противоположных позиции .В конце урока учащиеся давали глубокие суждения об отношении детей к родителям, о доброте, благодарности , сострадании. Можно сказать, что такие уроки оставляют глубокий след в сердцах учеников. Свидетельством  тому стало сочинение «Письмо Дуни станционному смотрителю». Многие ребята в данной работе сумели выразить самые сокровенные мысли о человеческой доброте, уважении к старшим, тяжести одиночества, раскаянии, которое иногда, увы, приходит слишком поздно. Но все сочинения объединяла одна общая мысль: никогда нельзя забывать о  тех, кто подарил тебе жизнь и больше всех желает тебе добра.

 Ярким примером патриотического воспитания является участие и победы учащихся в районных и областных конкурсах сочинений « Моя Родина- Казахстан»,   «Моя мечта - работать в Казахстане», «Стремление Президента- счастье народа, процветающий Казахстан», «Роль личности в истории независимого Казахстана»,  «Каким я вижу будущее моей страны»,  «Что для меня означает слово патриотизм», «Расцвет Астаны--расцвет Казахстана»и другие. .А также участие в конкурсах выразительного чтения, посвященного дню Первого Президента, пушкинских и шуховских чтениях.

Я считаю, что уроки литературы  хорошо дополняют систему  компонентов , формирующих здоровую, сильную личность с ярко выраженной гражданской позицией, чувством патриотизма, конкурентоспособной, обладающей лидерскими качествами. В одном из своих выступлений Нурсултан Абишевич  Назарбаев сказал: «Воспитывать не просто будущее поколение, а поколение патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей».  
Огромная ответственность за формирование будущего поколения ложится на плечи учителей-языковедов.  Потому что  на основе внимательного прочтения художественного текста у учащихся формируется твердая жизненная позиция.

                       

© СҚО бойынша «ӨРЛЕУ» БІЛІКТІЛІКТІ АРТТЫРУ ҰЛТТЫҚ ОРТАЛЫҒЫ» АҚ филиалы, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика