Концепция психолога в профилактике суицидального поведения подростков

Рейтинг:   / 0
КеріӨте жақсы 

Клименко Елена Николаевна

(КГУ «ССШ №1», педагог- психолог)

Мы не можем вырвать ни одной

страницы из нашей жизни, хотя легко

можем  бросить в огонь саму книгу.

Жорж Санд

Настольная лампа. 10,11,12 часов, второй час, третий час и будильник на семь утра! И отстаньте все от меня! Никто мне не нужен. Я никому не нужен! Может быть, я хочу умереть! Это так просто!

А небо такое синее… И солнечные блики на листьях, на дорожке, на крыше, на лицах… Мириады солнечных бликов,  как буквы, как волшебные ноты, как мифические знаки - какой то особенный язык, язык падающих капель, весенней листвы, ударов ветра в тугую синеву воды…

Как  хочется, чтобы рядом был тот, кто тебя поймет…    [1]

Суицид – одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Он является объектом исследования многих смежных дисциплин: философии, психиатрии,  социологии, психологии. 

Air Jordan 1 Mid Black White Shoes Best Price 554724-113 – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

         Суицид – осознанный акт устранения жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет  для человека смысл.  [2] Данный термин появился в 17 в., и практически  не употреблялся до середины 18 в.  Термин  «суицидология»  начали употреблять в начале  20 в.  Но люди начали   убивать себя  гораздо раньше. Неизвестно, когда   человек совершил  первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно  лишать себя жизни  человек начал давно.   Самоубийство  присутствовало в различные эпохи и в каждой культуре. 

         С глубокой древности человек лишал себя жизни, например, древние войны, потерпевшие поражение  на поле боя убивали себя,   и такая смерть приравнивалась к героической, «кодекс чести» самурая, индийский племенной обычай самосожжения. По – эскимоской традиции, старики уходили в тундру и там замерзали. По японскому  обычаю в голодные годы дети уводили своих старых родителей в горы. В Древней Греции  старики   устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом,  надев венок, выпивали чашу с сильным ядом. К фактам суицида  ранее  относились без осуждения,  и он имел оправданный характер. Но на протяжении истории  развития духовных ценностей, модернизации  технического процесса,  благополучия и процветания, суицид стал  носить эпидемиологический характер. 

         «Усталости от жизни»  может быть подвержен  практически каждый человек, как ребенок, так и взрослый.  Существует множество мотивов прервать свою жизнь.   Но самое страшное, что мысль о смерти сегодня  всё чаще и чаще   стала преследовать  подростков. Трудности в общении со сверстниками, родителями, педагогами, безответная   любовь, одиночество, конфликтные ситуации - всё это может    стать невидимым шагом к трагедии. Исследования показали, что основная причина  суицида – непонимание. И именно в этот  сложный момент  жизни,  основанием для ухода  может стать  любая «мелочь»  по взгляду взрослого.

         Психологический смысл подросткового суицида – крик  о помощи, стремление привлечь к своему страданию внимание. По мнению психологов, есть еще одна особенность  у суицида:  он имеет подражательный характер.  Стоит одному  ребенку совершить  уход из жизни, как его примером могут воспользоваться  другие. 

         В настоящее время  в  интернете  существует огромное количество  сайтов, которые способны  подтолкнуть ребенка к «пропасти».  В виртуальном мире, общаясь со своим «другом», ребенок  даже не имеет представления,  кто  этот  «друг», каков род его деятельности, возраст и каково его мировоззрение. Очень часто, как показывает практика,  такое «неживое» общение  приводит  к отрицательным последствиям.  Негативное  воздействие   на неустойчивый  эмоциональный мир ребенка  оказывают также  молодежные  субкультуры: «эмо», «готы», призывающие с легкостью  расстаться с жизнью.   

         В данное   время очень важно оградить ребенка от неблагоприятных факторов, создать психологический комфорт образовательного процесса, оказать  ребенку   в сложной  ситуации социально - психологическую помощь. Поэтому активная, системная профилактическая  работа ШПС должна  осуществляться  не только  с учащимися, но и с родителями, педагогами. Совместные скоординированные действия  могут привести  к изменению  ситуации в положительную сторону.

         Работая с учащимися  в данном направлении, особо значимыми являются фрагменты  жизни людей  с особыми познавательными потребностями, которые ставят детей в ситуацию   сравнения.

         Ник Вуйчич. Миллионер без рук и ног, всемирно известный бизнесмен,  который шутит о жизни,  покоряя своей силой волей тысячи людей. Он помогает ценить всё и быть благодарным   за то, что уже есть у человека.( http://www.youtube.com/) [3]

Пенг Шулин. Китайский мужчина, который в результате ДТП  потерял нижнюю   часть тела. Многие годы человек был прикован  к постели, однако не потерял тяги к жизни и собственной  волей стал   возвращать себе способность двигаться и даже стал успешным бизнесменом. ( http://www.topnews.ru) [4]

         Ольга Ивановна Скороходова. (1912-1982) Российский ученный, дефектолог. При  полном отсутствии зрения и слуха создала ряд научных литературных произведений. Работала в Научно – исследовательском институте дефектологом АПН СССР. 

Я умом увижу, чувствами услышу,

И мечтой привольной мир я облечу…

Каждый ли из зрячих красоту опишет,

Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше – чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор.    [5]

         Песни – притчи Светланы Копыловой  способны  тронуть  до глубины души. Её творчество заставляет задуматься  о многих вещах, которые мы в повседневной жизни не замечаем, помогает взглянуть  другими глазами на собственную жизнь и на многие жизненные ситуации. («Окно», «Близнецы», «Морские звезды», «Следы на песке»)  [6]

         В работе с родителями акцентируется внимание на  значение  семьи  в жизни ребенка.  Отличительные взгляды на жизнь являются основой непонимания  между взрослым и подростком.  В погоне за материальным благополучием собственного чада, родители забывают   о семейных традициях,  совместных  ужинах,  откровенных разговорах. Поэтому неудивительным явлением  становится то, что доминирующими  стилями семейного воспитания являются: либерально - попустительский, гиперопекающий,  авторитарный. Пропаганда  среди родителей нравственных устоев семьи является основой  в работе с родителями.

Отрывок  статьи  «Отец забывает», которая была написана  родителем  в момент  глубокого искреннего чувства, помогает раскрыть духовный мир, нравственные качества  «черствого» родителя.  

Ты помнишь, как позже, когда я читал  в  библиотеке, ты боязливо вошёл с настороженностью в глазах? Когда я взглянул поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали читать, ты заколебался у дверей.  «Что тебе надо?» - огрызнулся я.

Ты ничего не сказал, но одним прыжком бросился ко мне, обвил ручки вокруг моей шеи и поцеловал меня, и твои ручки сжались с нежностью, переполнявшей твоё сердце, нежностью, которую не могла уничтожить даже моя черствость. И затем ты убежал вприпрыжку вверх по лестнице.

И вот, сынок, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и ужасный, пронзительный страх овладел мной. Что сделала со мной моя скверная привычка. Привычка всегда обвинять, постоянно делать замечания. Всё это доставалось тебе от меня только за то, что ты – мальчик. И не потому, что я не люблю тебя, а потому, что ожидал слишком многого от ребёнка и мерил на свой собственный аршин – аршин своего возраста. В твоём же характере так много хорошего, тонкого, верного. Твоё маленькое сердце так велико, как рассвет над широкими холмами. Это проявилось в том порыве, с которым ты бросился ко мне и поцеловал перед сном. Теперь ничто другое не имеет значения, сын, я пришёл к твоей постели в темноте, и, пристыженный, встал перед тобой на колени.  [7]

Нервные перегрузки, депрессии, дети переносят совсем не так, как взрослые. Они не жалуются на судьбу, им просто становится скучно. Ничего не хочется, всё надоело. Работоспособность снижается, а возрастает раздражительность и   рассеянность, которые привлекают внимание педагогов. Школьные конфликты  - частая причина драм   школьников.  Излишняя живость или медлительность  ребенка, неусидчивость, отсутствие коммуникативных навыков   способны   спровоцировать затруднительную ситуацию.  Поэтому  в задачу  педагогов  входит индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо вовремя не только распознать   эмоциональное состояние  учащегося, но и  услышать, понять, поддержать.  

Существуют специалисты, профессиональные обязанности которых  -  понимать  детей, оказывать им помощь. Но достаточно ли этого? Разве не лежит ответственность  за судьбу ребенка  на каждом  человеке.  Разве не каждый  из нас должен быть таким специалистом – психологом в своём собственном доме? 

Есть люди, которые не верят словам и концепциям, а доверяют только собственным чувствам. Я предлагаю прямо сейчас отбросить все слова  и задать вопрос самому себе: «А что делаю я  для  того,  чтобы исправить ситуацию?»

Выход есть всегда, важно научить понимать ребенка, не убегать  от проблем, а находить  внутренний баланс в самом себе и противостоять  всем невзгодам.

          Однажды упал осел  в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю -  ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину: каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца, длиной которого  - жизнь.

         Используя данные правила, можно смело идти по жизни.

  • Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
  •  Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны.
  •  Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
  • Отдавайте больше.
  •  Ожидайте меньше.

Каждая проблема - это камень, который  кидает в вас жизнь, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток. [8]

Литература:

1. «Педагогика семейных отношений» Ю.П. Азаров, г. Москва 1977 г

2. «Социально – педагогические  и психологические  условия формирования суицидального поведения детей» г. Петропавлоск  2010 г

3. http://www.youtube.com

4. http://www.topnews.ru

5.  « Я – человек»    А.С. Коломенский  1995 г.

6. http://poiskm.ru

7.»Как перестать бояться  и начать жить» Дейл Карнеги 1990 г

8. http://lossofsoul.com/

                       

© СҚО бойынша «ӨРЛЕУ» БІЛІКТІЛІКТІ АРТТЫРУ ҰЛТТЫҚ ОРТАЛЫҒЫ» АҚ филиалы, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика