Применение структурно-логических схем в преподавании дисциплины «Техническая механика»

Рейтинг:   / 0
КеріӨте жақсы 

Пашилис Владимир Александрович,

Преподаватель специальных дисциплин

НУО «Гуманитарно-технический колледж»

    На процесс обучения технической механике влияет целый ряд факторов, вытекающих из особенностей самого курса и уменьшения общего количества часов, отводимых учебным планом на его изучение. Техническая механика оперирует порою сложными понятиями, которые широко используются в практической инженерной деятельности и при изучении специальных дисциплин. Поэтому необходим обоснованный подход к отбору средств обучения для управления познавательной деятельностью студентов. Средства обучения должны быть результатом анализа учебного материала.

Highsnobiety Sneakers

Это позволит решить следующие задачи:

ü выявить количество новых понятий и терминов;

ü обеспечить доступность и значимость каждого из них;

ü разработать средства обучения, которые помогут преподавателю в доступной форме излагать необходимый материал.

  Наиболее эффективным средством наглядности, раскрывающим логическую сторону учебного материала является создание структурно-логических схем. Данные схемы несут количественную и качественную информацию, группируют понятия по их существенным признакам и свойствам, показывают место каждого понятия в теме или разделе.         Структурно-логические схемы дают обозримую картину содержания знаний по теме, устанавливают смысловые связи между понятиями и суждениями, определяют последовательность  изучения материала (см. рис. 3,4,5,6).                   Они позволяют преподавателю предвидеть познавательные учебные задачи. Взаимосвязь со следующими понятиями находит свое отражение в законах, в теоретических выводах и положениях механики. Например, достаточно полное представление о законе Гука можно получить, проследив взаимосвязь со следующими понятиями: деформируемое тело, абсолютное и относительное удлинение, модуль упругости, линейность напряжений               (см. рис.1), гипотезы и допущения о свойствах материалов и о характере деформации (см. рис.7), виды нагружений, метод сечений и внутренние силовые факторы, напряжение, линейная и угловая деформации (см. рис.2).

  Применение структурно-логических схем на занятиях по технической механике позволит:

 1. Классифицировать понятие на основе существенных признаков и свойств (примером могут служить схемы на рис.1,2,5,7).

 2. Проводить анализ расчетных формул, уделяя при этом внимание исходным положениям, допущениям, сущности входящих величин, акцентируя внимание на последовательности проведения расчета.                                 3. Организовывать самостоятельную работу студентов для систематизации учебного материала, вычерчивания отдельных схем, классификации изучаемого материала по определенным признакам.

4. Обеспечить прочное усвоение студентами изучаемого материала, так как:

- зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения;

- структурно-логическая схема в воображении студента создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений;

- структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения;

- структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала;

- структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации;

- структурно-логические схемы помогают студенту восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов;

- структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных студентов, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.

    Таким образом, в структурно-логической схеме в четкой обобщенной форме закодирована важная информация по проблематике изучаемых тем и разделов. При использовании на занятиях структурно-логических схем «работают» все основные дидактические принципы: сознательность и познавательная активность; наглядность; системность и последовательность; научность и доступность; связь теории с практикой, а в итоге – прочность полученных студентом знаний

1

2

Рис. 1

3

рис. 2

4 

 рис. 3

5 

 рис. 4

6 

рис. 5

7

рис. 6

8

 Рис. 7

 Используемая литература:

1. Белякова М.М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы / М.М. Белякова // Педагогическое мастерство : материалы ІV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 93-105.

2. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях : практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. : Владос, 2007. – 91 с.

3. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе / Т.Г. Мухина. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. – 97 с.

                       

© «Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы «СҚО бойынша ПҚ БАИ», 2016-2017

 
Яндекс.Метрика