ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рейтинг:   / 0
КеріӨте жақсы 

Еманова Светлана Владимировна,

кандидат педагогических наук,

доцент, заместитель директора института педагогики, п

сихологии и физической культуры Курганского государственного университета.

Аннотация.  Стандарты дошкольного образования требуют наравне с развитием личности ребенка формировать его готовность к обучению в школе. Данную функцию выполняет не только детский сад, но и учреждения, реализующие программы дошкольного образования. В связи с этим учреждениями дополнительного образования осуществляется широкая воспитательно-образовательная работа по подготовке детей к школе. В рамках развивающих программ продуктивной деятельности дошкольников осуществляется формирование предпосылок учебной деятельности, способствующих решению  задач социально-психологической готовности ребенка к обучению в   школе.

Air Jordan 1 Retro High OG Wmns "Panda" CD0461-007 Women/Men Super Deals, Price: $98.03 - Air Jordan Shoes

Ключевые слова. Учебная деятельность.Формирование.Учебные действия. Дошкольник. Готовность.Детский сад. Учреждение дополнительного образования. Школа

Annotation. Standards of preschool education require on a par with the development of the child's personality to form his readiness to study at school. This function is performed not only by a kindergarten, but also by institutions implementing pre-school education programs. In this regard, institutions of additional education carried out extensive educational work to prepare children for school. Within the framework of developing programs of productive activity of preschoolers, the formation of prerequisites for educational activities that contribute to solving the problems of social and psychological readiness of the child to study at school is carried out.

Keyword. Educational activity.Formation.Training activities. Preschooler. Readiness.Kindergarten. Establishment of additional education. School.

Проблему обеспечения полноценного личностного развития, психологического благополучия ребенка в период старшего дошкольного возраста (6-7 лет) призваны решать учреждения образования различной видовой принадлежности. Обеспечение этой деятельности направлено на формирование личности, накопления знаний и опыта продуктивной деятельности (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Божович Л.И. ,  Эльконин Д.Б.,и др.). Понятия «готовность к школе», «школьная зрелость», а также «психологическая готовность к школе» используют для того, чтобы обозначить уровень психического развития ребенка, необходимый для того, чтобы учиться в школе. Понятие «готовность к школе» не является однозначным понятием. Выделяются работы, в рамках которых под готовностью к школе подразумевается наличие у ребенка предпосылок к обучению, представляющих собой определенные «вводные навыки». Это те знания, способности, умения, мотивация, которые нужны ребенку для того, чтобы освоить школьную программу  [3,8]. Л.И. Божович анализирует два наиболее важных аспекта психологической готовности ребенка к школьному обучению: интеллектуальная и  личностная готовность[2].  Д.Б. Эльконин ставит на первое место сформированность психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью. К важнейшим предпосылкам он отнес: умение сознательного подчинения собственных действий правилам, которые обобщенно определяют способ действия; умение выслушать и выполнить инструкцию взрослого; умение ребенка ориентироваться на определенную систему правил в работе; умение выполнять работу по образцу [10], уровень развития общения ребенка с взрослыми и со сверстниками [7].

Утверждение Выготского Л.С.  о том, что обучение влечет за собой развитие [4], подчеркивает необходимость проведение специальной работы с детьми до школы. Способности, умения, навыки, которые развиваются у ребенка, могут обеспечить ему дальнейшую успешность  [6]. 

       Работа с детьми в течение года строится на ознакомлении дошкольников с понятием «школа». Дети узнают, что такое школа, зачем надо ходить в школу, кто такой учитель, что такое урок, перемена. Для поддержания у детей устойчивого интереса используются разнообразные формы работы:

-непосредственно образовательная деятельность;

-беседы о школе;

-рассматривание иллюстраций на школьную тематику;

-экскурсии в школу, в школьную библиотеку;

-чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений;

-рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них;

- дидактические игры на школьную тематику;

-сюжетно-ролевые игры « Школа», «Я - школьник». 

       Эффективность данной работы была проверена в ходе педагогического исследования, целью которого было выявление уровня сформированности учебных умений детей старшего дошкольного возраста. Базой проведения экспериментальной работы стало учреждение  дополнительного образования МБОУ ДОД «Радуга» города Кургана. Выборка составила 24 человека (две подгруппы по 12 человек (экспериментальная и контрольная подгруппа). Отбор инструментария осуществлен с учетом таких элементов учебных действий, как способность дошкольников действовать по образцу; выполнение инструкций; оценка свой работы и работы сверстников; умение работать в коллективе.

 Первая методика:  методика Н.И. Гуткиной «Домик»[5].  Предназначена для выявления способности дошкольников действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию.

Таблица 1.Уровень сформированности способности дошкольников действовать по образцу и умение слушать и выполнять инструкцию

Уровень

Подгруппа

Контрольная

Экспериментальная

высокий (0 баллов)

1(8%)

1(8%)

средний (1-2 балла)

8(67%)

7(58%)

низкий (3-4 балла)

3(25%)

     4(34%) 

Вторая методика направлена на умение оценить свою работу и работу сверстников. Диагностика осуществлялась при помощи беседы, в ходе которой детям предлагалось сравнить собственную работу и работу своего товарища с образцом.

Таблица 2.Уровень сфомированности умения оценить свою работу и работу товарища

Уровень

Подгруппа

Контрольная

Экспериментальная

высокий (0 баллов)

2(17%)

1(8%)

средний (1-2 балла)

7(58%)

7(58%)

низкий (3-4 балла)

3(25%)

4(34%)

         Третья методика Е.Е.Кравцовой «Лабиринт» направлена на умение детей общаться друг с другом, решать возникшие конфликтные ситуации.  Автор предлагает шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками: принятие детьми учебной задачи; дети принимают задачу, но не могут удержать ее на протяжении всей игры; возникает взаимодействие, но оно носит ситуативный и импульсивно - непосредственный характер; принимают и удерживают задачу, однако устанавливаются и сохраняются соревновательные отношения с партнером; возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации общей задачи; устойчивый уровень сотрудничества.

Таблица 3.Уровень сформированности умения работать в коллективе

Уровень

Подгруппа

Контрольная

Экспериментальная

высокий (5-6 баллов)

2(17%)

2(17%)

средний (3-4 балла)

6(50%)

7(58%)

низкий (1-2 балла)

4(33%)

3(25%)

Как видно из содержания таблиц, для большинства детей характерен средний уровень сформированности готовности к обучению в школе: в зависимости от исследуемых качеств доля таких дошкольников колеблется от 50% (по результатам третьей методики) до 67% (по результатам первой методики).

        Для того чтобы помочь детям раскрыть заложенный в них потенциал, а также сформировать готовность к школе, на формирующем этапе была реализована специальная система работы. В экспериментальной подгруппе  проведен комплекс дополнительных занятий, максимально приближенных к условиям учебной деятельности. Кроме того, сделан акцент на социально-личностную готовность, в рамках которой эффективнее формируются спонтанные действия, являющихся базовыми для учебной и продуктивной деятельности [9].

   После  реализации комплекса дидактических игр проведена  контрольная диагностика детей экспериментальной и контрольной подгрупп к школе (рисунок1).

1

Рисунок 1.Сравнительные результаты диагностики  готовности к  школьному обучению детей экспериментальной и контрольной подгрупп

  Как видно на рисунке1 большинство детей контрольной (58%) и экспериментальной подгрупп (42%) показали средний уровень готовности к школе. Однако в экспериментальной группе значительное количество детей (50%) имеют высокий уровень, в то время как в контрольной группе таких детей лишь двое (17%). Один ребенок экспериментальной группы показал низкий уровень готовности к школьному обучению (8%), в контрольной подгруппе низкий уровень имеют 3 детей (25%).

Проведенный анализ позволяет говорить об особой важности учреждений общего и дополнительного образования в  решении проблемы подготовки детей к  вхождению в систему общего образования.

 В условиях модернизации современного образования с установкой на непрерывность и самообразование личности, учреждения данного типа не подменяют детский сад, а позволяют расширить его возможности, участвуя в формировании универсальных учебных действий, являющихся базовыми для самообразования и саморазвития личности.  Однако эта проблема требует особого внимания и детальной проработки.

Список использованных источников:

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008 -27 с.

2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 2005. – 267с.

3.Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. - №10. – С. 19-25.

4.Выготский Л.С. Психология.  – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

5.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: НПО «Образование», 2006. – 143с.

6.Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004. – 384с.

7.Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2005. – 84с.

 8.Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448с.

9.РылееваА.С.,ЕмановаС.В.Социально-личностное развитие и самоопределение дошкольников (в схемах и таблицах): учебное пособие. - Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2018. – 105с.

10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.

 

                       

© «Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы «СҚО бойынша ПҚ БАИ», 2016-2017

 
Яндекс.Метрика