ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рейтинг:   / 0
КеріӨте жақсы 

Казанцева Елена Александровна,

старший преподаватель кафедры педагогики,

методики обучения гуманитарным дисциплинам института педагогики,

психологии и физической культуры Курганского государственного университета

Аннотация. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современности, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащейся молодежи любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У  юношества    формируется чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям, желание послужить своему Отечеству.

Air Jordan 1 High OG OSB DIAN Blue Chill White CD0463-401 – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

Ключевые слова. Гражданско-патриотическое воспитание. Подрастающее поколение. Учащаяся молодежь. Учреждение дополнительного образования. Патриотическая работа. Военно- патриотический клуб. Компоненты патриотической воспитанности.

Annotation. Civic and Patriotic education of the younger generation has always been one of the most important tasks of our time, because childhood and youth – the most fertile time for instilling a sacred sense of love for the Motherland. Patriotic education is understood as the gradual and steady formation of love for the Motherland among the students. Patriotism is one of the most important features of a well-rounded personality. Youth develops a sense of pride for their Homeland and their people, respect for its great achievements, the desire to serve their Fatherland.

Keyword. Civil-Patriotic education. Younger generation. Studying youth. Establishment of additional education. Patriotic work. Military-Patriotic club. Components of Patriotic education.

Многое требуется от дополнительного образования: его значимость в этом плане невозможно переоценить. К сожалению, в конце минувшего столетия  патриотическое воспитание почти сошло «на нет». Факторы, которые этому способствуют: усиленное развитие СМИ, точки зрения о неправильном  пути развития  России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Таким образом,  можно сделать вывод, что развитие патриотизма затруднено отсутствием подходящей литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме. Суть их состоит в объяснении существующих понятий добра и зла, обращении сознания подростков  к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом смысле. Именно поэтому роль учреждений дополнительного образования для становления патриотического воспитания, является неотъемлемой частью, это  позволяет воспитать поколение людей уверенных, благородных, всегда готовых идти на подвиг, тех, которых стоит называть коротким и значимым словом «патриот».

По мере взросления у подростков, как отмечают ученые - мыслители начинается возникать так называемый «родничок героизма», требующий реализации,  как ни обидно это утверждать, он чаще всего остается невостребованным.  Поэтому силы подрастающего поколения, не найдя применения, уходят в антиобщественные сообщества, поток которых день от то дня увеличивается.

Целью патриотического воспитания является развитие у  молодежи высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, которые способны проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития[2].

Содержание патриотического воспитания - это смысловое поле, в котором происходит обмен понятыми, принятыми, признанными (т.е. узнанными) и присвоенными образами мышления, сознания, поведения, отношений, деятельности человекообразующих субъектов - (воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой). Оно представляет собой энергетический обмен между субъектами воспитания информацией, ценностными установками, типами и способами общения, познания, деятельности, игры, поведения, отбор и усвоение которых имеет индивидуально избирательный характер. Основу содержания патриотического воспитания должна составлять базовая культура личности.

Приоритетными направлениями базовой культуры личности являются культура жизненного самоопределения, семейных отношений; экономическая культура и культура труда, политическая, демократическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура; экологическая, художественная и физическая культуры[2]. Следуя общепринятым в отечественной педагогике подходам к структуре содержания образования, можно выделить следующие его компоненты:

- знания о действительности в ракурсе патриотизма;

- опыт подражания патриотической деятельности героев;

- опыт служения Отечеству;

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы Сухомлинского В.Л., который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

- во-первых, патриотизм возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно - нравственного обогащения;

- во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;

- в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

Патриотизм как высшее чувство, незаменимая ценность и источник, очень важный мотив социальной значимой деятельности, возникает в личности,социальнойгруппе,достигнувшей верховного степени религиозно - высоконравственного и цивилизованного формирования.  Настоящий, духовный в собственной базе любовьродине подразумевает великодушное услужение Отечеству, вплотную вплоть до самопожертвования[1].

Патриотическая работа с учащимися в учреждениях дополнительного образования  как показывает опыт, успех прежде всего зависит от высокого идейно-политического смысла и общественно полезной направленности мероприятий. Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов гражданско -патриотической работы.

Осуществление функции общественной адаптации подростков в учреждении дополнительного образования детей подразумевает формирований условий для деятельности подростка по изучению относительно устойчивых условий среды, решению стабильных типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия, приспособлению к условиям социальной сферы[4]. Опыт работы учреждений дополнительного образования детей показывает, что здесь подростки приобретают разнообразный общественный опыт практической,  социальной деятельности; опыт побед, общения, разочарований, неудач и удач.

В деятельности учреждения дополнительного образования детей обладает роль широкая интерактивность и вариативность: эта деятельность может проходить как индивидуально, так и массово; в ее основе лежит активность личности в развлечении, отдыхе, общении,  творчестве. Эффективность работы  по патриотическому воспитанию  учреждения дополнительного образования и общеобразовательной школы, решено было проверить в ходе эксперимента. Эмпирическое исследование патриотического воспитания детей в образовательном учреждении проводилось на базе ГБОУ гимназии №47 города Кургана и на  базе учреждения дополнительного образования военно- патриотического клуба «Воин».

В нём приняли участие 63 человека, в том числе  43 учащихся и 20 ребят из военно-патриотического клуба. Исследование включило в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели беседы с педагогами с целью выявления уровня патриотического воспитания детей в гимназии. Из беседы с заместителем директора по воспитательной работе было выяснено, что целенаправленная работа по патриотическому воспитанию в гимназии носит достаточно глубокий характер.  Дети изучают историю города Кургана, посещают музеи, места боевой славы, встречаются с ветеранами Великой Отечественной Войны, участвуют в акциях и митингах, посвящённых празднованию памятных дат, участвуют в организации концертов. Беседы с педагогами показали, что, несмотря на то, что в школе проводятся различные программы по патриотическому воспитанию детей, уровень патриотической воспитанности остается достаточно низким.

Проведя беседы с ребятами из клуба было выяснено, что уровень их патриотического воспитания очень высокий.

Наблюдение показало, что учащиеся гимназии без особого желания посещают школьный музей, не проявляются заинтересованности при просмотре военно-патриотических фильмов, многие не хотят участвовать в мероприятиях патриотической направленности, а учащиеся клуба с огромным желанием участвуют в любых мероприятиях и посещают все мероприятия с большим интересам.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели анкетирование с целью выявления начального уровня патриотического воспитания подростков При разработке анкеты мы опирались на критерии патриотической воспитанности[5]:

– мотивационно-потребностный;

– когнитивно-интеллектуальный;

– эмоционально-чувственный;

– поведенческо-волевой .

Анкета состояла из 11 вопросов, которые были направлены на выявление мотивационно - потребностного, когнитивно - интеллектуального, эмоционально - чувственного и поведенческо - волевого компонентов патриотической воспитанности.

Участникам анкетирования  предлагалось три варианта ответов: «да», «нет» или «затрудняюсь ответить». Последний вопрос был открытым. За каждый вариант ответа начислялось определенное количество баллов. С 4 по 8 вопросы за ответы: «да» – 2 балла; «затрудняюсь ответить» – 1 балл; «нет» – 0 баллов. В 9, 10 вопросах за ответы: «да» – 0 баллов; «затрудняюсь ответить» – 1 балл; «нет» – 2 балла. При многовариантных вопросах за правильный ответ учащийся получал 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Результаты подсчитывались и вычислялась сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Максимальное количество баллов – 12. Затем результат переводился в проценты, по которым определялся уровень патриотической воспитанности детей:

85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей Родины;

55-84% –  средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе;

35-54% – ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей Родины, но по заданию;

0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей Родины не интересуется.

Анализ результатов исследования.

Как показало анкетирование, большинство учащихся имеют уровень патриотического воспитания низкий и ниже среднего, примерно треть респондентов имеет средний уровень и только 8% опрошенных детей имеет высокий уровень патриотической воспитанности.

Анкетирование учащихся в учреждении дополнительно образовании патриотического клуба воин показало, что большинство подростков имеют высокий уровень патриотического воспитания и лишь один средний.

Таблица  1  Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся гимназии

Уровень патриотической воспитанности

Количество подростков (%)

высокий уровень

6 (14%)

средний уровень

14 (32%)

ниже среднего

21 (47%)

низкий уровень

10 (7%)

Таблица 2  Результаты диагностики начального уровня патриотического воспитания учащихся патриотического клуба «Воин»

Уровень патриотической воспитанности

Количество подростков (%)

высокий уровень

19 (95%)

средний уровень

1 (5%)

 ниже среднего

0 (0%)

низкий уровень

0 (0%)

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития патриотического воспитания у ребят из клуба «Воин» намного выше учащихся из 47 гимназии. Роль дополнительного образования в жизни подростков вносит большой вклад в развитие патриотического воспитания.

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в царской России, в годы Советской власти. Определяющими символами тех эпох были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников. Стремление воспитать учащихся патриотами должно подкрепляться обучением общественно полезному делу - защите Отечества.

Роль учреждении дополнительного образования для патриотического воспитания подростков очень значима, она предоставляет огромные возможности для решения задач патриотического воспитания.  Для формирования у подрастающего поколения важнейших социально значимых качеств: гражданской зрелости, любви к Отечеству и малой родине, ответственности, чувства долга, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовности к преодолению трудностей, самопожертвования, а также готовности к служению в Вооруженных силах, Отечеству.

Список использованных источников:

  1. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. 4. 
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». М., 2001.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2005- 2010 годы». М., 2007.
  4. Еманова С.В., Хомутникова Е.А., Рылеева А.С. Учебное пособие. «История и педагогика дополнительного образования». Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - 146 с.
  5. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. М.,2007.
                       

© «Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы «СҚО бойынша ПҚ БАИ», 2016-2017

 
Яндекс.Метрика