ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рейтинг:   / 0
КеріӨте жақсы 

Сокольская Маргарита Афанасьевна,

старший преподаватель кафедры педагогики,

методики обучения гуманитарным дисциплинам института педагогики,

психологии и физической культуры Курганского государственного университета

Аннотация. В статье рассматриваются  формы и методы изучения, выявления и формирования одаренной личности. Проведен анализ изучения феномена социально-психологической адаптации одаренности человека в системе образования. Развитие одаренности личности зависит от работы, проводимой отдельно с каждым. Большую роль в этом процессе играют образовательные организации  дополнительного образования.  Психолого-педагогическая деятельность, реализующая функцию сопровождения, позволяет  специалистам сформировать из одаренной личности - будущего высококвалифицированного специалиста способного к креативному, творческому мышлению и воплощению высочайших инновационных результатов.

Nike Air Force 1 07 White Bicycle Yellow White AH0287-106 – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

Ключевые слова. Психолого-педагогическая деятельность. Сопровождение. Одаренность. Молодежь.  Диагностика. Адаптация. Формирование. Дополнительное образование.

Annotation. The article discusses the forms and methods of studying, identifying and forming a gifted personality. The analysis of the study of the phenomenon of socio-psychological adaptation of human talent in the education system. The development of a gifted personality depends on the work carried out separately with each. An important role in this process is played by educational organizations of additional education.  Psychological and pedagogical activity, realizing the function of support, allows specialists to form a gifted person-a future highly qualified specialist capable of creative, creative thinking and the embodiment of the highest innovative results.

Keyword. Psychological and pedagogical activity. Maintenance. Genius. Youth.  Diagnostics. Adaptation. Formation. Additional education.

В настоящее время актуальна проблема психолого-педагогического сопровождения одарённой молодёжи (Дубровина И.В., Журба Н.Н., Овчарова Р.В.,  Любарт Т. И др.). Понятие «сопровождение», согласно толковому словарю русского языка обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению. В настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается некоторыми исследователями с позиции сохранения психологического здоровья. Понятие «психологическое здоровье», введенное И.В. Дубровиной, означает совокупность всех психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие личности и возможность полноценного функционирования в процессе жизнедеятельности. Такое содержание данного понятия подразумевает равновесие между качествами личности, между самой личностью и окружающей средой. Для современной молодёжи – это первостепенная задача.

Овчарова Р.В.  четко разделяет сопровождение, как метод, как процесс, и как службу. Согласно ее теории, метод сопровождения - это способ практического осуществления процесса сопровождения, а служба сопровождения развития - это средство реализации процесса сопровождения[5]. В теории сопровождения относительно развития одарённости утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы субъекта выступает как сам субъект, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители.

Журба Н.Н.  определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия и успешного развития и обучения[2].

Следует выделить важные направления теории сопровождения Любарта Т.: ценность внутреннего мира; самостоятельное творческое изучение мира и отношений с ним; раскрытие индивидуально-личностного потенциала; ведущая роль педагога и психолога[3].

Роль педагога-психолога в учреждении дополнительного образования в работе с одаренной молодёжью на практике заключается в организации совместной работы с семьёй, где он выступает партнером при разработке стратегии развития личности. Консультативная и просветительская работа психолога в УДО будет разворачиваться в трех направлениях: сбор и учет информации о развитии учащихся; разработка и реализация стратегии и тактики взаимодействия с детьми; проектирование системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целом. В первом случае решаются вопросы возрастного и индивидуального развития. Во втором - вопросы содержания и стиля взаимодействия индивидуально или с возрастной группой. Третье направление деятельности педагога-психолога связано с решением проблем, касающихся построения учебно-воспитательного процесса. С этой точки зрения психолого-педагогическое сопровождение содержательно может пониматься как комплексная технология, эффективная система профессиональной деятельности психолога в УДО, проявляющаяся в различных формах[1].

Опытно-экспериментальная деятельность была организована в МБОУ ДО ДТДМ «Гармония» города Кургана с целью выявления учащихся с предпосылками одаренности и получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей. Каждый учащийся обследовался набором психологических тестов.

Далее мы провели диагностику, используя методику «Карту одаренности» Савенкова на основе методики Хаана и Каффа.

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

• Первая и основная функция - диагностическая.

С помощью данной методики мы смогли количественно оценить степень выраженности у  респондентов различных видов одаренности и определили, какой вид у них преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволили нам увидеть индивидуальный, свойственный только данному  обучающемуся "портрет" развития его дарований.

• Вторая функция - развивающая.

Утверждения, по которым мы оценивали, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Данную методику следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики одаренности.

В результате проделанной работы нами были получены следующие результаты (рисунок1):

22 учащихся (21,6%) с художественно-эстетическими способностями;

17 учащихся (16,7%) с музыкальными способностями;

24 учащихся (23,5%) с интеллектуальными способностями;

11 учащихся (10,8%) с артистическими способностями;

17 учащихся(16,7%) со спортивными способностями;

11 учащихся(10,7%) со способностями к изучению других языков.

2

Рисунок 1 – Распределение способностей учащихся

В ходе проведения данной методики, мы определили группу старшеклассников, которые проявили  одаренность в нескольких направлениях. Наблюдая за данной группой, мы заметили, что при своих способностях  молодые люди имеют проблемы общения со сверстниками и пришли к выводу продолжить работу в данном направлении. Затем был проведён тест «Методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда». В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, стиле поведения. Их всегда можно соотнести со своим образом жизни. Диагностика определяет интегральные показатели: адаптация, самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию.

Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод. 40% детей имеют высокий уровень по показателю  «адаптивность», 45% имеют средний уровень и 15% соответствуют показателю дезадаптивность. Общий итог по группе показал средний уровень социально-психологической адаптации. По показателю «самоприятие» 55% учащихся соответствуют норме, 40% показали средний результат, 5% показали неприятие себя. Общий итог по группе показал средний уровень объективного отношения к себе. По показателю «приятие других» 75% учащихся соответствуют норме, 25% ощущают отстранённость от общения, более замкнуты на себе. Показатель «эмоциональный комфорт» показал более позитивные результаты: 95% испытывают эмоциональный комфорт, 5% сомневаются в ответе. Общий итог по группе показал высокий уровень комфортности среды. «Интернальность» как показатель дал следующие результаты: 65% учащихся склонны к внутреннему контролю, 35% нуждаются во внешней поддержке. Общий итог по группе показал средний уровень проявления интернальности.  По показателю «стремление к доминированию» были получены следующие результаты: 35% учащихся склонны к доминированию, 65% склонны к ведомости. Общий итог по группе показал средний уровень стремления к доминированию.

  Участники эксперимента были включены в работу объединения «Психология общения», где  особое внимание психолога было направлено на молодых людей, склонных к одаренности.

 После восьми занятий мы вновь провели диагностику по тем же методикам и получили следующие результаты. По методике Савенкова выявлено 6 человек с ярко выраженными способностями, эти учащиеся стали призерами и победителями различных городских и областных конкурсов.

Следует сделать вывод, что разработка проблемы одаренности в психолого-педагогических исследованиях, на наш взгляд, не должна рассматриваться как частная задача. Она касается всей системы работы образовательного учреждения и преемственности образовательных программ. Учреждение дополнительного образования в этой области имеет максимальные возможности.

            Список использованных источников:

  1. Еманова С.В., Хомутникова Е.А., Рылеева А.С. Учебное пособие. «История и педагогика дополнительного образования». Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - 146 с.
  2. Журба Н.Н. Педагогическая поддержка одаренных детей // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2010. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-odarennyh-detey
  3. Любарт Т. Психология креативности [Электронный ресурс] / Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Пер. с фр. - М.: Когито-Центр, 2009. - (Университетское психологическое образование). http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893532210.html
  4. Одаренные дети [Электронный ресурс] / Монкс Ф., Ипенбург И. - М. : Когито-Центр, 2014. - URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893534085.html
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Академия, 2003. – 448с.
                       

© «Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы «СҚО бойынша ПҚ БАИ», 2016-2017

 
Яндекс.Метрика