Жаңалықтар / Новости
Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»
   |   

НАСТАВНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

М.Б. Ахметова, директор

Северо-Казахстанский медицинский колледж

Современное общество ставит перед руководителями организаций ТиПО и ВУЗов задачу переосмысления правовых, социально-экономических, психолого-педагогических основ управленческой деятельности.

     Вместе с тем вхождение Казахстана в Болонский процесс диктует необходимость приведения медицинского образования, профессиональных стандартов, квалификаций и должностных позиций в соответствие с Европейскими директивами.

С целью повышения качества медицинского образования Министерством здравоохранения РК разработаны следующие Дорожные карты:

     1.Дорожная карта по реализации проекта «Модернизация медицинского образования на 2016-2019 годы»;

     2. Дорожная карта «Модернизация системы сестринского образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы»;

     3. Дорожная карта по реализации проекта «Стратегическое управление человеческими ресурсами на 2016-2019 годы»;

Дорожная карта «Модернизация медицинского образования на 2016-2019 годы» предполагает развитие медицинского и сестринского образования на основе триединства клинической практики, медицинского образования и научной деятельности.

     Северо-Казахстанский медицинский колледж является единственной в СКО организацией медицинского образования и реализует принципы Дорожных карт, цель которых – формирование медицинской сестры новой формации. Для достижения цели необходима грамотно выстроенная управленческая траектория.

Я возглавляю колледж с 2014 года и имею теоретическую базу в виде курсов переподготовки в Высшей школе общественного здравоохранения РК по менеджменту, в виде обучения в Университете Содружества Вирджинии (США) «Менеджмент, экономика и политика в здравоохранении», а также практический 15-летний опыт работы в роли руководителя организации здравоохранения.

Теоретической основой управленческой  траектории мною определены принципы управления Анри Файоля, теория МакКлелланда, принципы менеджмента качества для улучшения деятельности Предприятия,          В соответствии с ними начала работу с создания единой команды профессионалов. Именно коллегиально, в команде, мы выработали миссию колледжа, определили цели и задачи, стратегический план его развития. Миссия колледжа направлена на качественное профессиональное образование, основанное на сочетании классических традиций медицинской школы и современных образовательных технологий, высокой квалификации преподавательского состава, непрерывности процесса подготовки и профессионального развития специалистов в области здравоохранения, адаптированных и конкурентоспособных на казахстанском и международном рынках труда.

Нами определены следующие задачи:

- развитие медицинского образования с участием стратегических зарубежных партнеров, направленного на подготовку конкурентоспособных специалистов, ориентированных на работу в медицинских организациях республики и других странах, способных действовать в условиях внутренних и внешних рыночных отношений;

- внедрение новых компетенций и ролей специалистов в системе здравоохранения;

- формирование на базе колледжа высшей сестринской школы с программой прикладного бакалавриата.

В ходе дальнейшей работы были оценены потенциальные возможности нашей команды и проведены структурные изменения с целью эффективного использования кадровых ресурсов и повышения качества образовательных услуг.

Так, работа методической службы сосредоточилась на мониторинге внедрения в учебный процесс инновационных технологий с точки зрения качества обучения, цифровизации учебного процесса, развития компетенций самостоятельной работы, чередующегося (дуального) обучения. В ряде производственных вопросов методическая служба взаимодействует с отделом контроля качества.

Результатом  плодотворной работы нашей команды стал Стратегический план медицинского колледжа на 2014-2019 гг.

     Согласно Стратегическому плану, приоритетами являются:

     - медицинское образование, отвечающее требованиям инновационного развития медицинской науки;

     - подготовка профессионалов своего дела, умеющих осваивать новые формы деятельности и конкурировать на мировом рынке труда;

     - развитие международных контактов и эффективное сотрудничество с медицинскими и образовательными центрами России, Финляндии и Литвы;

     - политика активного участия колледжа в международных проектах, проведение совместных международных конференций, реализация  программ международного сотрудничества, позволяющих развивать академическую мобильность студентов и сотрудников;

     - развитие системы непрерывного профессионального образования: обеспечение опережающего удовлетворения запросов потребителей; определение востребованного содержания непрерывного профессионального образования; совершенствование системы социального партнерства;

     - развитие целевой подготовки кадров для предприятий и работодателей.

     Руководствуемся Корпоративной политикой колледжа.

     В своей работе руководствуемся Корпоративной политикой колледжа созвучной с Национальной политикой развития кадровых ресурсов здравоохранения.

Солидарна с НЦПК «Өрлеу», что инвестиции в обучение и подготовку команды окупаются качественной, эффективной работой. С 2014 по 2018 год на прохождение курсов повышения квалификации, переподготовку, специализацию, участие в мастер-классах, семинарах, тренингах совместно с итальянскими, финскими, российскими, испанскими, австрийскими, литовскими и специалистами Израиля, было затрачено 3335,932 тысяч тенге. За этот период 90 человек (123% от состава коллектива) прошли курсы повышения квалификации.

     В команде есть понимание, что одаренный студент начинается с одаренного преподавателя. В этой связи нацелены на организацию и участие мероприятий международного, республиканского и областного уровней, формирующих имидж колледжа как современного, успешного, конкурентоспособного образовательного учреждения. Например, за последние три года преподаватели участвовали в 49 конкурсах международного уровня (12 призовых мест), в 67 республиканских конкурсах (37 призовых мест), в 45 областных конкурсах (13 призовых мест). Мы благодарны нашему филиалу «Өрлеу» за возможность участия в самых разноплановых конкурсах профессионального мастерства.

В этот же период студенты приняли участие в 80 областных, 74 республиканских, 55 международных мероприятиях. Заняли 147 призовых мест.

Считаю необходимым условием стабильного развития колледжа формирование резерва в управленческой структуре. С целью формирования резерва управленцев совместно с отделом контроля качества и отделом кадров разработаны поэтапные шаги: установлены критерии для резервного состава, определены методом самовыдвижения кандидаты из коллектива, ими составлена индивидуальная траектория развития профессионального уровня, закреплены наставники, сопровождающие их профессиональное развитие, обозначены сроки реализации.

Современный этап развития образования характеризуется его гуманизацией и интеграцией, поэтому ведущее место в достижении личностных вершин имеет процесс развития мотивационной сферы. Одной из слабых сторон кадровой политики организации медицинского образования является низкая оплата труда относительно других профессий в экономике. Северо-Казахстанский медицинский колледж с 2013 года является Государственным Предприятием на Праве Хозяйственного Ведения, одним из преимуществ которого является возможность руководителя направлять средства на стимулирование персонала. В Коллективном договоре нами разработаны критерии для установления поощрительных выплат. Так, сумма премий с сентября 2014 года по настоящее время составляет 57911,8 тысяч тенге.

Назовем отдельные достижения нашей команды.

     Во-первых, повысили профессиональный уровень ППС. Остепененность ППС выросла с 5 % в 2014 году и до 15% в 2017 году. 19 человек обучены и получили сертификаты национальных экспертов НААР (Национальное агентство аккредитации и рейтинга), которые позволяют им участвовать в аккредитации медицинских колледжей страны - как рядовыми экспертами, так и председателями экспертной комиссии.

Согласно реализации Дорожной карты по Модернизации сестринского образования РК, доля преподавателей Северо-Казахстанского медицинского колледжа, прошедших повышение квалификации по вопросам менеджмента на 2017 г. составляет 9%. Данный показатель планируется довести в 2018 году до 50%, в 2019 году до 100%. Доля преподавателей специальных дисциплин, обученных по программе развития коммуникативных навыков, составляет 20%, в 2018 году ожидается достигнуть показателя 50%, в 2019 – 100%. В 2018 г. начали подготовку преподавателей с объемом знаний английского языка по TOEFL для внедрения совместной двудипломной Казахско-Финской магистратуры по СД.

Во-вторых, улучшили качественные показатели образовательной деятельности студентов. Так, качество знаний остается стабильным на протяжении нескольких лет (92%), что ежегодно подтверждается  анкетированием работодателей. Качество знаний выпускников Северо-Казахстанского медицинского колледжа подтверждено Сертификацией на право занятия профессиональной деятельностью Республиканским Центром Развития Здравоохранения (в 2017 г. - 96%). Ежегодно выпускники колледжа принимают участие и занимают призовые места в республиканских и международных конкурсах профессионального мастерства.

Востребованность выпускников колледжа подтверждает уровень трудоустройства (по данным ГЦВП): 65,1% в 2015 году, 77% в 2016 году и 93,2% в 2017 году.

В-третьих, мы вывели социальное партнерство на новый уровень. В целях дальнейшего повышения качества подготовки специалистов среднего медицинского звена, создания наиболее благоприятных условий для обучения, укрепления сотрудничества, повышения взаимной заинтересованности и ответственности руководителей и коллективов медицинского колледжа и медицинских организаций, нами разработан проект приказа, принятый и утвержденный Управлением здравоохранения. Согласно Приказу УЗ №490 от 11 сентября 2015 года, за колледжем закреплены 24 базовые медицинские и аптечные организации. В базовых медицинских организациях нами и социальными партнерами созданы необходимые условия для качественного прохождения практик, выделены и оборудованы учебные комнаты для студентов колледжа: в областной больнице, перинатальном центре, 1-й и 3-й городских больницах, областном кардиоцентре, онкологическом диспансере, городской поликлинике, детской областной больнице, областной детской стоматологической поликлинике, частном стоматологическом кабинете «Юди-дент».

В-четвертых, мы являемся организаторами мероприятий международного, республиканского и областного масштабов. В целях совершенствования научно-методического опыта преподавателей, представления результатов совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов проводятся конкурсы, научно-практические конференции и семинары. По инициативе членов нашей слаженной команды организованы 14 мероприятий различных уровней. Примером может послужить Республиканский и Международный конкурсы «Лучший выпускник медицинского колледжа» специальности «Лабораторная диагностика» (2015 г. и 2018 г.); заседания областных методических объединений – библиотекарей в 2015, 2016 и 2017 гг., преподавателей организаторов НВП в 2016 году, заместителей директоров по учебно-производственной работе учреждений ТиПО в 2016 году и преподавателей общеобразовательных дисциплин в 2016 году.

В-пятых, налажено международное сотрудничество с:,        Тобольским медицинским колледжем им. В.Солдатова» (г. Тобольск); Курганским базовым медицинским колледжем и его Шадринским и Макушенским филиалами (г. Курган, г. Шадринск, г. Макушино); Омским государственным медицинским университетом, Медицинским колледжем (г. Омск); Братским медицинским колледжем (г. Братск); Астраханским базовым медицинским колледжем; Медико-фармацевтическим колледжем (г. Томск); Свердловским областным медицинским колледжем (г. Екатеринбург), медицинским колледжем г. Омска.

В-шестых, благодаря слаженной работе нашей команды колледж первым в области и пятым среди медицинских колледжей страны в мае 2017 года прошел международную институциональную и специализированную аккредитацию.

В-седьмых, для повышения заинтересованности персонала в результатах управления качеством образования внедряем различные формы морального и материального поощрения. С 2014 года введена дифференцированная оплата труда, т.е. установлены надбавки к должностному окладу. Например, дифференцированная заработная плата заведующих отделениями, методистов, лаборантов учебных кабинетов, административно-хозяйственного персонала по сравнению с 2014 годом выросла в среднем на 30%.

В-восьмых, благодаря слаженной работе коллектива, поднят статус среднего медицинского работника Северо-Казахстанской области. По моей инициативе, как главного внештатного специалиста по медицинскому и фармацевтическому образованию и науки Северо-Казахстанской области, и по инициативе Шигорбаевой А.И., заместителя директора по повышению квалификации средних медицинских и фармацевтических работников, был создан Северо-Казахстанский областной филиал Республиканского общественного объединения РК «Специалисты сестринского дела «Парыз». Его основная цель - реализация Комплексного плана развития сестринского дела в РК. Он пропагандирует принципы медицинской этики, участвует в разработке нормативных документов и совместно с Северо-Казахстанским медицинским колледжем проводит семинары. Объединение ходатайствует о награждении медицинских сестер грамотами, нагрудными знаками и медалями.

В-девятых, пройдя сложный конкурс, мы получили право возглавить Республиканское учебно-методическое объединение специальности «Лечебное дело». Я являюсь председателем РУМО, цель которого - координация учебно-методической деятельности медицинских колледжей РК по подготовке выпускников специальности «Лечебное дело» с квалификациями «Фельдшер», «Акушер (ка)».

         16 апреля 2018 года на нашей базе проведено заседание РУМО с участием председателя ОЮЛ «Союз медицинских колледжей» Шалхаровой Ж.С., доктора PhD.

         11мая 2018 года нами проведен Республиканский конкурс среди выпускников медицинских колледжей «Лучший выпускник медицинского колледжа 2018 года» специальности «Лечебное дело» квалификации «Фельдшер».

         Преподаватели специальных дисциплин колледжа входят в состав рабочих групп по пересмотру Государственного общеобязательного стандарта образования. Это еще раз доказывает, что команда и педагогический коллектив – надежная опора в реализации наших далеко идущих планов.

Одна из задач Дорожной карты по Модернизации медицинского образования РК - введение прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело». В настоящее время подали заявление и пакет документов для оценки деятельности колледжа финскими экспертами, и ожидаем получения статуса высшего колледжа.

         Сегодня важнейшими для руководителей являются гибкое креативное мышление, инициативность, предприимчивость, нацеленность на результат, умение взять ответственность на себя и высокая стрессоустойчивость. При этом увеличивается значимость навыков самоорганизации и организации работы подчиненных, навыков межличностного общения (умения устанавливать контакты и разрешать межличностные конфликты, налаживать взаимодействие с вышестоящим руководством), навыков планирования своей деятельности и деятельности других, умения мотивировать персонал, формировать команды и управлять ими.

     Главное в деятельности руководителя образовательного учреждения – это видение перспективы, выработка и обеспечение выполнения стратегии, соответствующей вызовам XXI века.

     Я считаю, что профессионализм и ответственность являются главными принципами и залогом успешной работы руководителя колледжа.

     Сегодня я и моя команда смело можем взять на себя роль наставника в системе управления человеческими ресурсами.

     Вообще, моя управленческая позиция – это безоговорочное признание наставничества, т.к. наставничество и приверженность сотрудников своей организации находятся в непосредственной связи. Так, согласно одному из опросов, проведенных в США аудиторской и консалтинговой компанией Deloitte, 68% молодых сотрудников, планирующих остаться на текущей работе более 5-ти лет, имели наставника. И это актуально для нас, т.к. наблюдается тенденция омоложения преподавательского состава.

         Литература

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (Астана, 10 января 2018 года)
  2. «Комплексный план развития сестринского дела в Республике Казахстан до 2020 года». 1.08.2014 год
  3. Белова Е. Н. Управленческая компетентность руководителя: моногр. Красноярск, 2007
  4. Гарбузов А. В. Управленческий потенциал как основа формирования управленческого резерва // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 665-670. — URL https://moluch.ru/archive/114/29942/ (дата обращения: 17.05.2018).
  5. Павлова Л.Н. Управленческая компетенция педагога. / Л.Н. Павлова// Профессиональное образование. Столица. – 2013. - N2
  6. Ольдерогге Н.Г. Менеджмент четвертого поколения: современная концепция менеджмента качества [Электронный ресурс] / Н.Г. Ольдерогге. // URL: iteam.ru/publications/quality/...17.05.2018)
                       

© Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО» & Палата предпринимателей СКО, 2016-2017

 
Яндекс.Метрика