Жаңалықтар / Новости
Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»
   |   

РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ПЕТРОПАВЛОВСКА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Вольхина Т.В., преподаватель социально-экономических дисциплин

КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский медицинский колледж»

Сабиева К.У., заведующая кафедрой «Инновационные технологии и методики

преподавания естественнонаучных, гуманитарных дисциплин»филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»

Этнический состав города Петропавловска был многонациональным и также претерпевал некоторые изменения в исследуемый период, т.е. развивался – увеличивалось количество представителей этносов, а также количество этносов.

Многонациональный состав городского населения определялся историческими условиями возникновения и формирования города. Большую часть городского населения составляли русские, следующую за ними группу – татары (около 1/3). Современники писали: «Сохранив и по настоящее время первенствующее значение в местной, степной, среднеазиатской торговле, г. Петропавловск по составу населения носит характер полуазиатский, полумагометанский, заключая в числе населения до 30% магометан: татар, бухарцев, ташкентцев, киргиз, преимущественно занимающихся торговлей продуктами скотоводства» (Обзор Акмолинской области за 1913 г. Ведомость № 2). Казахское население города составляло ¼ часть. Немногочисленные группы были представлены украинцами, евреями, немцами, поляками (Басин В.Я., Елагин А.С. Петропавловск. А.-А.: Наука, 1985 – с. 201. с. 48).

 Не все Обзоры Акмолинской области содержат точную информацию о национальном составе населения, например отчеты до 1894 года вообще не брали во внимание национальную принадлежность населения, они включали все «нерусское» население в сословие «инородцев», выделяя в нем только киргиз и среднеазиатцев. В обзоре 1894 г. в число инородцев включили представителей татарской национальности. Поэтому мы будем анализировать сведения Обзоров только с 1894 г. по 1915 г. и внесем данные в составленную нами таблицу.

1894

1898

1910

1911

1912

1913

1914

1915

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

русские

9835

54,3

12571

58,8

27639

64,2

27481

63,3

25170

60,6

25323

59,8

24463

48,9

22692

34,8

казахи

2730

15,1

2380

11,1

2070

4,8

1273

2,9

1320

3,2

1358

3,2

5216

10,4

5678

8,7

татары

5455

30,1

6370

29,8

12008

27,9

8900

20,5

9260

22,3

9575

22,6

13202

26,4

14149

21,7

украинцы

0

0

0

4185

9,6

4345

10,5

4437

10,5

4695

9,4

6310

9,7

поляки

0

0

190

0,4

175

0,4

0

151

0,4

302

0,6

9774

15

евреи

0

0

399

0,9

517

1,2

540

1,3

0

489

1

1002

1,5

немцы

0

0

75

0,2

325

0,7

342

0,8

319

0,8

245

0,5

70

0,1

армяне

0

0

16

0,04

0

0

0

0

0

финны

0

0

65

0,2

0

0

0

0

0

среднеазиатцы

102

0,6

64

0,3

285

0,7

0

0

0

0

0

мордва

514

1,2

534

1,3

518

1,2

707

1,4

4841

7,4

др.

23

0,1

25

0,06

0

756

1,5

714

1,1

Для большей наглядности изменения процентных данных таблицы представим в виде графика:

001

Как видно из графика после 1894 г., да и в предшествующий период большую часть населения города составляли славяне (русские и украинцы (с 1910 г.)), которые в сословном отношении были представлены казаками, крестьянами, мещанами, дворянами, чиновниками и разночинцами. Они появились в Петропавловске в ходе переселенческих движений казачьей и крестьянской колонизации.

В 1834 г. из 3923 жителей – русских насчитывалось 94% (Басин В.Я., Елагин А.С. Петропавловск. А.-А.: Наука, 1985 – с. 201. с. 39). В среде русского населения Белиловский Ц. А. выделял «…сибиряков (казаки, мещане, купцы, крестьяне, разночинцы), переселенцев (крестьяне, разночинцы) и поселенцев (ссыльные)»…  Казаки занимались рыболовством, хлебопашеством, извозом и огородничеством. Основная масса крестьян и солдат жила очень бедно – «Страшная бедность зачастую превращает здесь отца в нищего, мать в сводницу, сына в вора, а дочь в проститутку».  «Добрая треть (мещан) живет впроголодь, другая треть с грехом пополам, и только одна треть зажиточно»,  занимаясь торговлей. Купцы и разночинцы «проникнуты материальным духом — как можно скорее зашибить копейку» (Ц. А. Белиловский. Медико-статистический и санитарный очерк города Петропавловска Акмолинской области. /Годичный отчет за 1886 год/. Томск, 1887// Морозов).

Обзор Акмолинской области за 1911 год впервые приводит данные о численности украинцев (малороссов) в городе (ОАО за 1911 г. Ведомость А).

«Значительные группы украинцев появились на территории казахских степей на рубеже XIX- XX веков, в период массового переселения крестьян из европейской части Российской империи. Переселенцы прибывали, главным образом, из Полтавской, Харьковской, Таврической, Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерний. Основным хозяйственным занятием украинцев было земледелие. Значительные группы украинцев расселились в Акмолинской области (51,1 %). Основная часть украинцев составляли крестьяне (87 %). В сословие мещан входило 7%. Около 5 % украинцев было представлено в российском казачестве» (Кабульдинов З.Е.  Украинцы в Казахстане в новое время// http://repository.enu.kz/xmlui/ bitstream/handle/123456789/2823/ukraintsi.pdf?sequence=1).

Таким образом, славянские этносы русских и украинцев появились в Петропавловске в ходе переселений XIX – ХХ вв.

Большую группу населения города представляли татары. «Медико-статистический и санитарный очерк города Петропавловска» Белиловского Ц. А. за 1886 г. содержит описание облика татар, особенности их быта и нравов, основным занятием татар он называет торговлю (Ц. А. Белиловский. Медико-статистический и санитарный очерк города Петропавловска Акмолинской области. /Годичный отчет за 1886 год/. Томск, 1887// Морозов).

Татары являются вторым по численности этносом города. В 1760 году царским правительством было разрешено заселение Иртышской линии, это стало причиной появления татар в Петропавловской крепости. «Земля казахов привлекала татар благожелательным отношением коренного населения, близостью его языка, единой верой, сходством социальных и национальных чаяний» (Татары в Казахстанеhttp:// 1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id= 3061).  «...Считая, что большое воздействие на развитие прогрессивных форм ведения народного хозяйства смогут оказать крестьяне, принадлежавшие к одному с казахами вероисповеданию, правительство решило переселить на линию крестьян из татар, позволить выходцам из Средней Азии образовывать селения» (Валиуллина Р.Н. История казахстанских татар// http://nailtimler.com/tatars_abroad/tatars_in_ kazakhstan _istoriya.html).

В 1834 г. из 3923 жителей татары составляли – 5 %. Количество татар увеличилось во 2-й половине XIX века, когда в Петропавловск переселилось много татарских семейств из Европейской России и Сибири. (Басин В.Я., Елагин А.С. Петропавловск. А.-А.: Наука, 1985 – с. 201. с. 39)

В конце XIX столетия в городе существовала развитая сеть татарских кварталов, мечетей, медресе и школ-мектебов. Во второй половине XIX века татары из Петропавловска стали селиться в Верном (ныне Алматы). (Татары в Казахстане // http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd 411aeb777&node_id= 3061). Татары занимались мелким ремеслом, скорняжным делом, обслуживанием неотложных бытовых нужд населения, но основным занятием была все же торговля. Татарские купцы вели торговлю хлебом, мехами, кожей, коврами, тканями, галантерейными товарами, готовым платьем, кондитерскими товарами, восточными пряностями и специями, вытесняя из этих сфер торговцев из числа местных народов. «Благоприятствующими условиями для их деятельности в Казахстане и Средней Азии были два существенных момента: во-первых, отсутствие языковых проблем в контактах с местным населением и, во-вторых, принадлежность татар к мусульманской вере - ведущей религии Востока» (Валиуллина Р.Н. История казахстанских татар// http://nailtimler.com/tatars_abroad/tatars_in_kazakhstan_istoriya. html).

По мере вовлечения татар в социальную жизнь города в диаспоре выделились лидеры из числа состоятельной части мигрантов. По их инициативе в городах стали создаваться мусульманские общины, а затем и национальные центры, которые занимались удовлетворением религиозных и культурно-просветительских потребностей. Открывались не только медресе при мечетях, но и светские школы, создавались клубы, товарищества взаимопомощи и благотворительности, формировалась национальная общественная мысль, в наиболее передовых центрах которой - Уральске, Петропавловске, Семипалатинске - издавались газеты, книги, создавалась национальная интеллигенция (Татары в Казахстанеhttp:// 1997-2011.tatarstan.ru).   

Известной личностью был ахун г. Петропавловска Г. Г. Яушев. Именно он в 1904 г. был непосредственным инициатором первого прошения мусульман в адрес Премьер-министра Российской империи С. Ю. Витте о даровании им политических и гражданских прав. В 1917 г. лидеры мусульманской общины города ставили также вопрос о культурной мусульманской национальной автономии (Государственный архив Российской Федерации, ф. 1701, оп. 1, д. 57, л. 23-24.).

Татарские купцы Хусаиновы, Яушевы, Абдрашитов и другие открывали салотопни, мыловарни, скотобойни, склады и торговые дома в Костанае, Актюбе, Иргизе, Карабутаке. В историю татарского предпринимательства в Казахстане вошли имена Бирушева, Муратова, Акчуриных, Тюменевых, Шамсутдиновых, Давлеткильдеевых, братьев Табеевых, Валита Янгузарова (Петропавловск).

Таким образом, в Петропавловске татары по численности представляли сбой третью часть всего населения города.

Казахи составляли меньшую группу городского населения, хотя и проживали в Петропавловске с начала истории города. Так в 1834 г. из 3923 жителей казахи составляли лишь 1%. К концу XIX века их численность увеличилась, но на фоне переселения славян, процент их оставался низким. В 1886 г. в городе проживало только около полутора тысяч казахов (из 13985 общего числа жителей).

Массовость переселенческого движения породила снижение удельного веса казахов в общей численности населения Акмолинской области. За период с 1882 по 1915 гг. он снизился во всех уездах области. (Самаркин С.В. Социально-демографические процессы в Северном Казахстане в конце XIX – первой четверти ХХ века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Караганда, 2010. С. 15). Хотя в Петропавловске численность казахов всегда была ниже, чем в уездах, поскольку городской уклад жизни был не по вкусу народу, привыкшему дышать свежим степным воздухом и видеть перед собой бескрайние степи.

Белиловский Ц.А., определяя основной вид занятий этносов Петропавловска пишет, что казахи (киргизы) – «находятся в служении у других (татар, русских)», занимаются конокрадством, торговлей (Ц. А. Белиловский. Медико-статистический и санитарный очерк города Петропавловска Акмолинской области. /Годичный отчет за 1886 год/. Томск, 1887// Морозов). В начале XX века казахи имелись даже среди рабочих железнодорожных мастерских. Они были первыми представителями национального пролетариата в Петропавловске.

Бекмаханова Н.Е. отмечает, что на протяжении всего XIX в. численность казахов постоянно росла, но ежегодный прирост составлял у них 0,4%. Слабый рост населения Н.М. Ядринцев, С. Ковалик и Ю. Янсон объяснили тем, что у казахов женщин было меньше чем мужчин (Бекмаханова Н.Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы XIX в. – 1917 г.). М., 1986 с.194).

Высоки были показатели смертности, особенно детской, как среди казахов, так и среди пришлого населения. Казахи в большой степени страдали от эпидемии оспы – до трети всех больных умирало. Кроме оспы,   значительная доля населения страдала от тифа, холеры, цинги, дифтерита, чумы. (Самаркин с.15) . Режим воспроизводства населения на рубеже XIX – XX вв. характеризовался высоким уровнем рождаемости как среди казахского, так и переселенческого населения. «Уровень смертности у переселенцев в первое десятилетие ХХ века был выше, чем у коренных жителей, что объяснялось трудностями обустройства на новых местах, антисанитарными условиями проживания, слабым уровнем здравоохранения. Исключение составляет младенческая смертность, которая была высока как для казахского, так и для переселенческого населения. Средняя продолжительность жизни тех и других также была не высока и не превышала 30-ти летнего возраста» (Самаркин с. 20).

Самый высокий показатель численности казахов в городе за весь исследуемый период относится к 1914 г., когда из 50075 жителей города казахов было 5216 человек, что составляло 10,4%.  

Таким образом, численность казахов в городе росла, но медленно. Казахи, потерявшие возможность кочевать, перебирались в города, осваивали новые виды деятельности - торговля, работа по найму. Сокращение доли казахского населения, вызванное переселенческим процессом, являлось общей тенденций для всего Казахстана. Показатели естественного прироста были низкими из-за высокой смертности, вызванной эпидемиями и меньшей доли женщин.

Меньшинство составляли другие народности – поляки, евреи, немцы, армяне, финны, среднеазиатцы.

Евреи в Петропавловск переселялись из европейской России. Право на жительство в Степном Крае получить было непросто, поэтому количество здесь евреев увеличивалось постепенно. Одни оставались в Казахстане после завершения армейской службы, другие приезжали в числе крестьян-переселенцев. В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдалённые, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане. Немало евреев, принимавших активное участие в общественной жизни того времени, оказались здесь по причине ссылки (Иудаизм в Казахстане// http://ru.wikipedia.org/wiki/). Поэтому Белиловский Ц.А. пишет о петропавловских евреях -  «народ ссыльный или отставные» (Ц. А. Белиловский. Медико-статистический и санитарный очерк города Петропавловска Акмолинской области. /Годичный отчет за 1886 год/. Томск, 1887.\\ Морозов).

Первые сведения об их количестве в городе приведены Семеновым П.П. в 1873 г., из насчитывалось  109 чел. (П. П. Семенов. Географическо-статистический словарь Российской империи. т. 4., Спб., 1873.// Морозов) В 1887 г. их уже было 275 душ. «По малочисленности своей они теряют здесь всякое значение. Преимущественное их занятие — мелкая торговля, хотя некоторые из них избрали более выгодный заработок — кабак. Они кроме того музыканты, портные и т. п.» (Ц. А. Белиловский. Медико-статистический и санитарный очерк города Петропавловска Акмолинской области. /Годичный отчет за 1886 год/. Томск, 1887.\\ Морозов).

Число евреев удвоилось в городе в первые 2 года войны, когда Российские власти начали гонения на евреев в связи с обвинением всех «русских евреев в предательстве и измене». В 1914 – 1915 гг. антиеврейская политика правительства вызвала выселение в глубь страны около полумиллиона евреев (Яшунский И. Российское еврейство и Мировая война// http://www.jewish-heritage.org/kelner.htm). Многонациональный Петропавловск, удаленный от театра военных действий и столичного чиновничества, был удачным местом проживания для народа, чьим традиционным хозяйством являлась торговля.

Поляки появились в Петропавловске в 30-е годы XIX века, когда на территорию Казахстана из царской России ссылали политических противников самодержавия, борцов за свободу, среди которых было немало поляков (Поляки Казахстана http://www.novpol.runnovpol.runww.novpol.ru). Польская колонизация слабозаселённых регионов Северного Казахстана началась с конца XIX века. Согласно данным первой всеобщей переписи населения, проведенной царскими российскими властями в 1897 г., на территории Средней Азии жили уже 11 597 поляков. Поляки селились в основном в городах (ок. 90 %) (Поляки в Казахстане\\

Всех переселившихся в Петропавловск немцев Мелехин М.М. делит на 2  «больших лагеря: прибыли (и их предки) добровольно, либо прибыли принудительно» (Мелехин М.М. Немцы на границе Казахстана и Сибири (по документам Госархива Северо-Казахстанской области)// AUS SIBIRIEN – 2005. Научно-информационный сборник. Тюмень – 2005. С. 94). Первые добровольные переселенцы в Петропавловске появились в конце XVIII века, в подавляющем большинстве как городские жители, прежде всего из Прибалтики и крупных городов - военные, представители местной администрации, предприниматели, врачи, ссыльные и т.д. Крестьянское же заселение началось, как мы уже отмечали, за небольшим исключением только в начале 1890-х годов. (Кригер В.Э. Социально-экономическое развитие немецкой переселенческой деревни Казахстана (дореволюционный период) Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Алма-Ата – 1991. с.46// http://wolgadeutsche.ru/krieger/diss1991.htm).

Ко второму «лагерю» Мелехин М.М. относит пленных Первой мировой войны. «К началу 1917 г. уездный Петропавловск насчитывал 2 200 пленных, примерно каждый второй – немец... Первые военнопленные появились в Петропавловск в конце 1914 г. Жили в концлагерях, в бараках, а работали на железной дороге, мясоконсервном заводе, мостили улицы, строили жилые дома и складские помещения» (Мелехин М.М. Немцы на границе Казахстана и Сибири (по документам Госархива Северо-Казахстанской области)// AUS SIBIRIEN – 2005. Научно-информационный сборник. Тюмень – 2005. С. 94 ).

Финны и армяне в Петропавловске упоминаются только в сборнике «Города России в 1910 г.», изданном в 1914 г. По поводу финном смеем предположить некоторую ошибку лиц, анализирующих статистические данные в 1910 г. Дело в том, что Перепись 1897 г. приводит данные о жителях Петропавловска, говорящих «на финском языке», а на следующей строчке таблицы «в том числе на мордовском» и в первой и во второй строчке приводится цифра 13 человек (мещане и крестьяне). Т.е., все финноязычные на самом деле мордовцы. В следующей таблице переписи «Распределение неместных уроженцев по месту рождения» в Петропавловске только 1 человек (женщина) родился в «Великом княжестве финляндском» (Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Т.81. Акмолинская область, Санкт-Петербург, 1904.).

).стали причиной того, что собрана была только одна треть урожая против среднего. Неурожай охватил обширную территорию всего Поволжья (от Нижнего до Астрахани), Камский район, Приуралье и Западную Сибирь, что вызвало массовый голод. В 1911 г. в России голодало 14,9 % населения (1896 -1911. Голод и эпидемии в царской России// http://www.domarchive.ru/history/part-1-empire/61). На наш взгляд, этот голод и стал причиной активного переселения мордовцев в Северный Казахстан в общем и Петропавловск в частности. Это объясняет наличие в статистике города мордовцев именно с 1911 г.

Таким образом, показателями развития этнической системы г. Петропавловска в XIX - н. ХХ вв. являются увеличение численности представителей этноса, увеличение количества этносов. В связи с этим, доминирующими этносами Петропавловска были славяне (русские и украинцы), татары, казахи. В меньшей степени представлены евреи, поляки, немцы, мордвины. Факторами способствующими увеличению численности этноса являлись: 1. Крестьянские миграции из европейской России вызванные отменой крепостного права и столыпинской реформой,  2. Участие в освободительном движении, для ссыльных, 3. Экономическая привлекательность региона, 4. Политика привлечения населения в Северный Казахстан.  Факторами, сокращающими численность представителей этноса, были: 1. Высокий процент смертности среди казахов и вновь прибывших в регион переселенцев, 2. Низкая рождаемость из-за преобладания мужского населения над женским в среде казахов.

Особенностью этнической структуры Петропавловска в XIX – н. ХХ вв. являет многонациональность. В XIX в. основную массу населения формировали славяне, татары и казахи, с небольшим числом среднеазиатцев и евреев, в н. ХХ века в его этнической структуре появляются немцы, поляки, украинцы, мордовцы.

                       

© Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО» & Палата предпринимателей СКО, 2016-2017

 
Яндекс.Метрика