Жаңалықтар / Новости
Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ»
   |   

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ «МӘНГІЛІК ЕЛ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Кеженева С.А.,

КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский медицинский колледж»,

город Петропавловск

Сабиева К.У.,

заведующая кафедрой «Инновационные технологии и методики

преподавания естественнонаучных, гуманитарных дисциплин»филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»

 

 

Глобализация, ускорение исторического времени, технологические инновации, многовекторные изменения предъявляют новые требования и создают возможности, на которые мы должны эффективно реагировать. В этих условиях человечеству и отдельным людям необходимо научиться жить вместе и принимать осознанные, ответственные решения, основанные на понимании того, что действия, совершаемые нами здесь и сейчас, могут воздействовать на жизнь и деятельность будущих поколений.

В отчете ЮНЕСКО «Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех» (2016 год) отмечено, что стабильное развитие общества не может быть достигнуто исключительно с помощью технологий, политического регулирования или финансовых механизмов. Человечеству необходимо изменить образ мышления и поведение. Для этого требуется обеспечить качественное образование и обучение. «…нам следует радикальным образом изменить наше представление об образовании и его роли в обеспечении благополучия человека и всеобщего развития. Сегодня, более чем когда-либо, образование должно быть нацелено на содействие приобретению нужного типа навыков, жизненных установок и моделей поведения, которые обеспечат устойчивый и инклюзивный экономический рост» [1]

В условиях расширения информационного пространства и вхождения в мировое образовательное сообщество, усиления роли образования в формировании человеческих ресурсов страны важно соответствие системы отечественного образования новым требованиям.  Не случайно образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан 2050». Именно образование не только определяет систему знаний и умений, но и включает в себя воспитание жизненных ценностей и идеалов. Мои коллеги, преподаватели Северо – Казахстанского медицинского колледжа на своих занятиях  прививают  национальные и общечеловеческие ценности, готовят конкурентоспособных молодых специалистов к жизни и активной деятельности в обществе.

В современном мире, где изменчивость носит динамичный характер и создает многочисленные вызовы, ключевым становится понимание ценностей, как ведущих факторов, влияющих на формирование личности человека. В статье Лидера нашего государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» приоритетным и главным в модернизации общественного сознания и воспитании подрастающего поколения обозначены ценности и духовность. Очевидно, что решающая роль в реализации поставленных задач принадлежит социально – гуманитарным дисциплинам и, прежде всего, истории Казахстана. Поэтому содержание учебных рабочих программ обозначенных дисциплин ориентированы на нравственно-духовное развитие студентов колледжа и наполнены общечеловеческими ценностями и культурой казахстанского народа, которые передаются из поколения в поколение. Формирование казахстанского патриотизма и гражданской ответственности осуществляется через изучение истории, культуры, традиций своей страны, современных достижений Казахстана, уважение предков, развитие толерантности и глобальной гражданственности, которые заложены в содержании предметов социально-гуманитарного цикла. 

Семь незыблемых основ патриотической идеи Мәңгілік Ел очень тесно переплетаются с моей методической проблемой «Активизация мыслительно – познавательной деятельности студентов и совершенствование культуры межэтнических отношений в процессе изучения общественных дисциплин». Работая над своей методической проблемой, мною изучен, обобщен и систематизирован воспитательный потенциал учебных дисциплин «История Казахстана» и «Основы политологии и социологии». А также разработан спецкурс «Основы культуры межэтнических отношений». Данный материал применяется преподавателями в организации целевой направленности учебных занятий. На основании результатов научно-теоретического анализа и опытно-педагогической работы сделаны выводы: культура межэтнических отношений, как составная часть общей культуры – это системообразующее качество личности, интегрирующее сознание и поведение, которое возникает на основе ценностного отношения к Человеку и Жизни, проявляется в направленности личности. Освоение общественно-исторического опыта общечеловеческих, в том числе, межэтнических отношений ведет к осмыслению и формированию ценностных отношений как основы осознанной регуляции взаимодействий в межличностных отношениях. Мы все хотим видеть Казахстан сильным и преуспевающим государством. Для этого у нас есть главное достижение – наша независимость, которую мы обязаны хранить и беречь, как наивысшую ценность всего общества. То, что сумели сделать для страны, те ценности, которые сохранили и приумножили представители старшего поколения, позволяют нашей стране сохранять мир. По выражению экспертов, вступают в жизнь «дети суверенитета». [2]

И поэтому необычайно важно, чтобы эти ценности также органично вписались в молодежную среду, были приняты ею как свои собственные. В достижении данной задачи значительную роль играет педагог.

Справедливым является утверждение А. Вернадского о том, что «в условиях все большей значимости и неопределенности мира важно не сужать мировоззрение наших воспитанников одной узкой тематикой, а развивать в них способности активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь» [3, 48]. В настоящее время в обществе получает широкое распространение форма гражданской активности личности - это социальная инициатива, которая в образовательных учреждениях в качестве инструмента гражданского воспитания. На примере нашего колледжа – это работа клуба «Милосердие», когда студенты организуют акции помощи и участвуют в сердечном общении с детьми из Дома младенца, детских домов, оказывают шефскую помощь, осуществляют деятельность дебатного клуба, где молодежь осваивает критическое мышление и коммуникативные навыки,  участвуют в работе музея колледжа. Чтобы студенты могли научиться вести ответственную жизнь и принимать самостоятельные решения преподаватели общественных дисциплин поощряют развитие качеств, необходимых конкурентоспособным специалистам.

Молодежь участвует в проектной,  научно - исследовательской деятельности. Будущие медицинские специалисты выступают  на конференциях и семинарах на английском, казахском и русском языках на уровне республики и с  международным участием. В их арсенале такие доклады как «Аблай хан – государственный деятель казахского народа», «Казахстан в годы  Великой Отечественной войны», «Герои былых времен», «Становление медицинского образования в Казахстане», «Мой край – моя история», «Gerold Belger is an example of a true citizen and patriot» - «Герольд Бельгер – пример истинного гражданина и патриота», «Вклад медицины Казахстана в победу в Великой Отечественной войне» и др.

В целом, процесс формирования личности можно представить визуально следующим образом: нормы – контакты с социальным миром – духовные ценности.

  1. Сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредующие его физическое существование.
  2. Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности.
  3. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры – идеалами и духовными ценностями – успешная «инверсия» этого слоя формирует духовный центр личности, ее нравственное самосознание.

В заключении хочется отметить, что наша общенациональная идея «Мәңгілік Ел» - новая матрица патриотического сознания и духовного содержания молодых казахстанцев, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом. 

Литература

  1. http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245745r.pdf.
  2.  http://kazislam.kz/ru/islam-zhane-zaiyyrly-memleket/vnutrennie-kategorii/kazakhstan-svetskoe-gosudarstvo/item/10295-realizatsiya-natsionalnoj-idei-m-gilik-el-v-novykh-usloviyakh-kazakhstanskoj-dejstvitelnosti
  3. Борздун В.Н., Борздун Л.А. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки. // Методист. – 2003.-  № 6. – С. 48
                       

© Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО» & Палата предпринимателей СКО, 2016-2017

 
Яндекс.Метрика