Организация образовательного процесса в колледже для лиц с особыми образовательными потребностями

Рейтинг:   / 5
ПлохоОтлично 

Рейбандт Галина Николаевна

Заместитель директора по учебной работе

Частное учреждение «Северо-Казахстанский колледж профессиональной подготовки и сервиса»

      Предоставление людям, имеющим инвалидность, доступа к профессиональному образованию без дискриминации и наравне с другими, о чем заявлено в Конвенции ООН            «О правах инвалидов»,  в современных условиях рассматривается как один из эффективных механизмов повышения их социального статуса и уровня их востребованности на рынке труда.   В соответствии с данным принципом главным подходом в отношении этой категории людей становится «не опека государства, а создание таких условий, которые бы помогли обрести веру в себя, в свои возможности к социально полезному труду.»  

『アディダス』に分類された記事一覧

      Сложившаяся в настоящее время практика обучения и воспитания детей с ООП не всегда отвечает задаче формирования необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также уточнения их жизненной перспективы.  Становится важным обеспечение в учебных заведениях технического и профессионального образования эффективной поддержки, беспрепятственного доступа и мультидисциплинарного сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями.

      Идея развития инклюзивного образования появилась в Северном Казахстане  еще в начале 2010 года,  когда  для директора школы- интерната №2 Хованского Николая Петровича и родителей учащихся интерната  остро встал вопрос трудоустройства выпускников. Большинство детей в  коррекционных учебных заведениях получают азы различных профессий, но  ни одна школа  на занятиях  трудового обучения не дает в полной мере знаний и навыков, позволяющих трудоустроиться  на  предприятии. В связи с этим возникла необходимость создания специального образовательного учреждения, где лица с особыми познавательными потребностями могли бы обучаться профессии.

        Решением проблемы стало открытие Учебно-производственного комбината,  со временем изменившего правовую форму и преобразованного в колледж, где наряду с детьми из общеобразовательных школ начали обучение выпускники коррекционных учебных заведений по  специальностям «Парикмахерское искусство и декоративная косметика», «Швейное производство и моделирование одежды»  «Обувщик по ремонту обуви». «Автослесарь по ремонту автомобилей».     

На этапе подготовки к внедрению инклюзивного образования в колледже коллективом была проделана огромная работа. Изучалась педагогическая, методическая, специальная литература, анализировался имеющийся международный  опыт  профессиональной подготовки детей с ООП, преподаватели получили высшее специальное образование.

        Поиск путей   подготовки   детей с особыми образовательными потребностями к практической профессиональной деятельности выявил противоречие:

- с одной стороны: требования современного общества  к подготовке конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному самосовершенствованию, самообразованию и активной творческой деятельности;

- с другой  - проблема подготовки лиц с ограниченными образовательными потребностями ни в теоретическом, ни в практическом планах разработана  недостаточно и не  существует эффективного ее решения.

Вся наша деятельность разделилась на этапы:


1 

 

Разрабатывая технологический компонент педагогического процесса, мы учли, что для детей с ООП могут применяться две формы организации обучения: коллективная и индивидуальная,  эффективность которых зависит от каждого отдельного случая. Коллективное образование происходит в образовательной среде. При общении со сверстниками  обучающийся, имеющий проблемы в развитии, начинает активно развиваться и в некоторых случаях достигает больших результатов, чем отдельные абсолютно здоровые дети. При этом индивидуальная форма обучения необходима для   того, чтобы корректировать  множественные нарушения развития. Как показывает опыт   фактическое индивидуальное обучение,  т.е. домашнее,  для детей с ООП крайне нежелательно, так как это ведет к формированию замкнутой и неуверенной в себе личности. В дальнейшем это влечет за собой проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. При коллективном обучении у большинства детей раскрываются коммуникативные способности. В итоге происходит формирование полноценных членов общества.

         На основе вышеизложенного нами была разработана модель полного включения обучающихся в образовательный процесс. Модель состоит из коллективной  образовательной программы развития студента с ООП и индивидуальной образовательной программы развития студента с ООП и основывается на  психолого-педагогическом сопровождении.

Модель полного включения 

Коллективная  образовательная программа развития студента с ООП

Индивидуальная образовательная программа развития студента с ООП

       Построение модели психолого-педагогического сопровождения  опирается на два принципиальных положения:

1) взаимодействие и взаимопересечение в образовательной среде процессов психологической компенсации, реабилитации, социально-психологической адаптации и гармонизации личности;

2) минимизация действия образовательных рисков в системном единстве с преодолением внутренних психологических барьеров студентов с ООП и мобилизацией их личностных ресурсов.

       Поподробнее хочу остановиться на реализации модели.

       Формирование контингента мы начинаем с 5 класса. В мастерских колледжа для школьников проводятся уроки технологии, то есть происходит раннее погружение в профессию на базе колледжа. Многолетние наблюдения показали, что переход из школы в колледж является для многих детей, особенно 9-классников,переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить. Наши будущие студенты в течение нескольких лет привыкают к обстановке и требованиям профессионального учебного заведения, и когда поступают на обучение в колледж, уже не испытывают стресса и легко адаптируются в новых условиях. Конечно же, решающую роль в принятии решения о получении будущей профессии играют родители детей. Поэтому работе с ними коллектив уделяет особое внимание: проводятся встречи, презентации профессий, индивидуальные беседы, родители вместе со школьниками приглашаются на мероприятия колледжа и т.д.

        Современная наука разделяет детей с ООП на три группы: с характерными ограниченными возможностями по состоянию здоровья, столкнувшиеся с трудностями при обучении, живущие в неблагоприятных условиях. По сути, все эти группы представлены в колледже. Задача коллектива заключается в  организации образовательной среды таким образом, чтобы максимально активизировать желание всех студентов расширить кругозор, сформировать у них практические знания и умения, обеспечить всестороннее развитие самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

        На первом этапе мастера производственного обучения работают со студентами и их родителями. С целью скорейшего формирования и сплочения учебных групп со студентами проводятся беседы, лекции,  знакомства, тренинги, упражнения, диагностические исследования. На родительские собрания приглашаются медицинские  работники, психологи, работники силовых структур, рассматриваются вопросы «Трудности адаптации первокурсников», «Психологическое здоровье студента», «Жизненные приоритеты» и т.д.

       На втором этапе мастером производственного обучения совместно с социальным педагогом осуществляется выявление удовлетворенности обучающихся образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с преподавателями,  удовлетворенность работой учебных кабинетов, библиотеки, столовой, удовлетворенность организацией досуга, удовлетворенность отношениями с группой.
       Немаловажным  условием формирования здорового ученического коллектива является наличие работоспособного и деятельного актива группы. Мастера очень ответственно относятся к этому процессу: изучают личные дела вновь прибывших студентов, наблюдают отношения в группе, проводят анкетирования, выявляют склонности и способности  первокурсников. Актив группы привлекается к составлению планов воспитательной работы, к подготовке групповых мероприятий, к обсуждению хода и результатов производственного обучения группы, к обсуждению учебы и поведения отдельных студентов группы. Вовлечение детей с ООП в общественную работу, а они, как правило, обязательно входят в актив группы способствует развитию у них общительности, самостоятельности и  организованности.

     Число обучающихся определяется государственным  заказом  и составляет не более 25 человек в смешанных группах,  в специально-коррекционных группах – до 15. Сроки обучения 1 год и 10 месяцев без получения среднего образования. С целью выполнения Закона «Об образовании» в части доступности образования всех уровней для населения колледж много лет сотрудничает с вечерней школой города. Ежегодно 1 сентября список всех студентов колледжа подается в школу, где с ними проводится тестирование с целью определения уровня обученности. По графику школы студенты посещают уроки общеобразовательных дисциплин и по окончании колледжа вместе с дипломом  получают аттестат об общем среднем образовании.

      Содержание профессионального обучения определяется учебными программами на основе типовых учебных программ. Рабочие учебные планы и программы ежегодно корректируются с учетом потребностей обучающихся и социальных партнеров.

      Для контингента 127 человек 8 профильных мастерских и лабораторий, учебный полигон позволяют в полном объеме реализовать образовательные программы. Производственное обучение и профессиональная практика осуществляется в учебно-производственных мастерских колледжа и на предприятиях, являющихся социальными партнерами.

      Кроме того  оказываются услуги населению: в парикмахерской мастерской уже появились постоянные клиенты с предварительной записью, обувщики ремонтируют обувь, швеи выполняют заказы управлений образования и культуры.  Всех обращающихся удовлетворяет качество работ и ученический тариф. Деньги, поступающие от оказания услуг, идут на приобретение расходных материалов для мастерских.

      В 2017 году наши мастера производственного обучения Иванова Г.И. и Кузнецова Н.В. в рамках программы АО Холдинг «Касипкор» приняли участие в разработке специальных учебных планов и программ по специальностям «Швея» и «Обувщик по ремонту обуви», апробация которых начинается этом году.

      В этом году в рамках Государственно- частного партнерства мы приступили  к реализации программы подготовки рабочих кадров из числа выпускников коррекционных школ по специальности «Пчеловод» со сроком обучения 1 год и 10 месяцев. Для проведения уроков производственного обучения  и практики в садоводческом обществе «Журавушка» Кызылжарского района взят в аренду земельный участок общей площадью более 40 соток, приобретено 20 ульев, заключен договор о совместном сотрудничестве колледжа с Общественным объединением «Ассоциация пчеловодов Северного Казахстана».

      Мы понимаем, что на  производстве,  куда  придет наш выпускник,  к нему будут  предъявляться такие же требования, как ко всем работникам. Чтобы адаптация на производстве прошла безболезненно, мы считаем, что одним из основных факторов инклюзивного обучения в ТиПО  является  обязательное  тесное сотрудничество с работодателями. В колледже внедряется дуальная форма обучения. В настоящее время мы тесно сотрудничаем с ТОО «Универсал-Север», швейной фабрикой ИП «Белоконенко», ПФ ТОО «Фабрика военная одежда», обувными фабриками «Молодость» и «Башмачек», парикмахерскими салонами города Петропавловска.

        Многие социальные партнеры с огромным желанием готовы принять  наших выпускников на работу, отмечая их прилежность, исполнительность, ответственность, неконфликтность.

Кропотливая работа мастеров производственного обучения со студентами дает хорошие результаты. Постоянно повышается их уровень учебной мотивации, раскрываются их творческие способности, вырабатывается положительное отношение к будущей профессии. Когда студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Швейное производство и моделирование одежды», проходили профессиональную практику на швейной фабрике «Военной одежды», персонал фабрики даже не заметил, что работали с особенными детьми.

      Очень активно особенные студенты участвуют в различных мероприятиях колледжа. Репетируя вместе со всеми, дети адаптируются в коллективе именно в непринуждённой обстановке, когда не нужно задумываться об оценке за выполненную работу. А уж полученные аплодисменты за исполненный концертный номер – это большая радость как для них так и их родителей, которых мы приглашаем на наши мероприятия. С другой стороны обычные, здоровые дети учатся сострадать, опекать, уважать своих особенных сокурсников.

      Внедрение нового практически всегда сопряжено со сложностями. А совместное обучение студентов с особыми потребностями и здоровых рождает много острых вопросов. 

      Студенту, имеющему какие-либо ограничения, сложнее осваивать материал, отвечать на поставленные вопросы, а преподавателю непросто оценить уровень усвоения материала. Нагрузки, связанные с учебным процессом, в целом, порой затруднительны и для обычных студентов. Поэтому педагогическая поддержка  доминирует в воспитании активной жизненной позиции студентов. В колледже созданы соответствующие социально-педагогические условия:
1) гуманистическое отношение к студенту с ООП как равноправному субъекту, способному решать собственные проблемы при помощи и взаимопомощи преподавателей и мастеров производственного обучения;
2) развитие по отношению к студентам с ООП со стороны здоровых сверстников толерантности;
3) адаптация процедуры сдачи экзаменов: увеличение времени сдачи экзаменов на 50 %, 100 % или неограниченно, предоставление возможности сдавать экзамен, используя компьютер, и т.п.
4) адаптация образовательного процесса – разработка образовательных программ в соответствии с потребностями студентов с ООП (сокращение учебной нагрузки – возможность изучать не все предметы в текущем семестре и т.д.).
5) дополнительная помощь в обучении (дополнительные занятия с репетитором, занятия по развитию навыков, необходимых для обучения – чтения, письма, конспектирования, сдачи тестов, планирования времени, самоорганизации, отработки приемов и т.д.).
        Постоянно проводится обучение коллектива: консультирование преподавателей по работе со студентами с ООП по вопросам выбора адекватных методов обучения, контроля знаний, отражающего реальные способности, формирования правильного подхода к общению со студентами с ограниченными образовательными потребностями, умения адекватно и своевременно реагировать на их нужды.

      Таким образом, как того требует  Закон  «Об образовании» относительно студентов с инвалидностью, в колледже решается основная задача – не снижая уровня и содержания профессиональной подготовки специалистов, обеспечить «гражданам с особыми образовательными потребностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации».

Литература:

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»

2. «Инклюзивное образование: от методологической модели к практике"/ Н.Я.Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович Т.П. Дмитриева, И.Е. Аверина. //Психологическая наука и образование. — 2011. — №1. 

3. Бондарев В.П. Технология педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе. — http://www.eidos.ru/journal/2001/0519-02.htm

4. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании. Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА», Бугульма, № 1(16), 2013. – С. 17-20.

6. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых

. -- Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

 7. Лошакова И.И. Проблема доступного образования для социально уязвимых групп // Право и образование. — М., 2003, № 3. — С. 78-885. Шевелева Д. Е. Модели интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. — http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=360

                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика