ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Цуканова Наталья Рефатовна

Преподаватель физики

КГУ «Машиностроительный колледж

г. Петропавловска»

      Аннотация. В статье рассматриваются элементы информационно-коммуникативной технологии, применяемые на занятиях физики, а также плюсы и минусы применения данной технологии.

      Annotation. The article discusses the elements of information and communication technology used in physics classes, as well as the pros and cons of using this technology.

      Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, физика, процесс обучения, методы.

      Современное развитие общества ставит перед нашей системой образования целый ряд новых проблем, среди которых выделяется необходимость повышения качества и доступности образования, что заставляет думать о том, как сделать процесс обучения более результативным, как учить так, чтобы обучающийся проявлял интерес к получаемым знаниям.

      Одним из эффективных путей решения этой проблемы является информатизация образования. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования нашей системы образования.

Calzado Nike

 

      Современные информационные технологии на занятиях позволяют: сделать занятие более современным, интересным, увлекательным, наиболее эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к занятиям, а также активизировать познавательную деятельность обучающихся на занятиях.

      Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

      Как известно в среднем с помощью органов слуха усваивается всего лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. Но если воздействовать на органы восприятия комбинированно, то усвоенными окажутся около 65% информации, поэтому использование информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности в преподавании физики. Использование ИКТ дает возможность обучающимся, для размышления и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету.

      К наиболее часто используемым элементам ИКТ на занятиях физики относятся:

  • презентации - это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, которые демонстрируются с помощью компьютера и проектора;

Рис. 1.Презентация по теме «Малые тела солнечной системы»

Рис. 2.Видео файл «Авария на Чернобыльской АС»

  • интерактивная доска - работа с такими досками улучшает восприятие материала обучающимися. Обучающиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие на занятии.
  • электронные энциклопедии и онлайн – справочники, - которые являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, справочников и т.д. В отличие от бумажных справочников они обладают самым главным свойством поддерживать удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • программы - тренажеры, которые выполняют функции дидактических материалов, которые отслеживают ход решения и сообщают об ошибках;
  • виртуальные эксперименты – это программные комплексы, которые позволяют обучающимся, проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Преимущество – проведение таких экспериментов, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Недостаток–ограниченность модели, за пределы которой обучающийся не может выйти в рамках виртуального эксперимента.

Рис. 3.Лабораторная работа в программе Electron

  • программы контроля знаний, к которым относятся тесты. Достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматическая обработка результатов. Недостаток – негибкая система ответов;

Рис. 4.Тест по теме «Законы Ома» в программе EasyQuizzy

Рис 5.Автоматический результат ответов на пройденный тест в программе EasyQuizzy

  • образовательные ресурсы Интернета, позволяющие быстро найти любую необходимую информацию;

Рис. 6.Сайт «Классная физика»

  • дистанционные конференции и конкурсы, в которых может принять участие любой желающий обучающийся[1.стр 25]

      Формы работы на занятиях физики:

  • при изучении нового материала - презентации с включенными в них видеофрагментами, интерактивными моделями различных устройств, процессов и явлений, заданиями и вопросами, а также самостоятельная работа с материалами интернет-сайтов;
  • при контроле знаний - тестирование, а также решение задач с интерактивным выбором ответа, выполнение занимательных тестов, решение кроссвордов и т.д.;
  • выполнение виртуальных лабораторных работ.

      К информационно-коммуникативным технологиям необходимо обращаться только в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень проведения занятия по сравнению с другими методами обучения. Компьютер заменяет наглядные пособия и модели, а при организации лабораторных и практических работ он становится эффективным помощником. Электронные учебники, снабженные трёхмерными иллюстрациями и моделями, способствуют развитию пространственного и образного мышления, а также лучшему усвоению материала. На занятии компьютерные технологии используются при изучении нового материала, при первичном закреплении полученных на занятии знаний и умений, при отработке умений и навыков (тестирование), во время проведения практических занятий, а также при контроле и коррекции знаний.

      Применение мультимедийных средств на занятиях, облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса обучающихся к предмету, развитию желания и умения учиться, а также позволяет объективно оценить знания учащихся. Опыт показывает, что на занятиях с использованием ИКТ даже «слабые» обучающиеся работают более активно.

      В результате использования информационных технологий наблюдается динамика качества знаний обучающихся, а также повышение мотивации  учебной деятельности[2.].

      Использование ИКТ на занятиях физики позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в окружающем нас информационном пространстве;
  • оперативно обновлять информацию по событиям, происходящим в науке;
  • открывает свободный доступ к любому источнику информации;
  • овладеть практическими способами работы с полученной информацией;
  • развивать умения обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;

      Как показывает практика использование ИКТ во всех формах обучения, может привести и к негативным последствиям, среди которых можно выделить следующие:

  • Индивидуализация обучения, которая отнимает и так дефицитное живое общение на занятиях - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им общения в виде “диалог с компьютером”. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое основано на диалоге.
  • Экономия сил - скачанные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач, ставшие сегодня уже привычным делом, не способствуют повышению эффективности обучения и воспитания.

      Использование новых современных педагогических технологий позволяет преподавателям и обучающимся идти в ногу со временем. Особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.

Список литературы

      1. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. – 2004. -№ 3. – С. 25-40.

      2.Стародубцев В.А. Фѐдоров А.Ф. Информационная роль виртуальных лабораторных работ и компьютерных практикумов. Всероссийская конференция 'ЕОИС-2003' http»//conf.sssu.ru/phorums/read.php?f=25&i=50&t=1

                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика