Практико-ориентированный подход как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов колледжа сферы обслуживания

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Савченко М.В. , мастер производственного обучения

КГУ "Колледж сферы обслуживания г. Петропавловска имени Искандера  Даутова"

S  2

Сабиева К.У.,

куратор, зав.кафедрой инновационного образования и информационных технологий

ФАО «НЦПК «Өрлеу»ИПК ПР по СКО

 Аңдатпа

Мақалада «Африка стилінде моншақтар жасау» және студенттердің кәсіби құзыреттіліктерін кезең-кезеңімен қалыптастыру тақырыбы мысалында қызмет көрсету саласы колледжінде білім алуға практикалық-бағдарлық көзқарас мәселесі қарастырылуда. Автор әр оқушының жеке, шығармашылық қабілеттерін ашуға баса назар аударады.

Annotation

The article discusses the issue of a practice-oriented approach to college education in the service sector by the example of the topic «making African-style beads» and the gradual formation of student professional competencies. The author focuses on the disclosure of the individual, creative abilities of each student.

 Перед профессиональным образованием стоят важные задачи: подготовка грамотного специалиста и формирование профессионально компетентного выпускника колледжа, способного к профессиональной мобильности в условиях стремительной информатизации общества.

Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества является профессиональное становление студентов. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично выполнить поставленные задачи.

Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики решения задач в области будущей профессиональной деятельности.

Sneakers - ΦΘΗΝΑ ΠΑΠΟΥΤΣΙΑ 2020

 ГОСО (ТиПО) предусматривает усиление прикладного, практического характера обучения студентов колледжа, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности.

При подготовке специалистов сферы обслуживания важное значение имеет и формирование навыков диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам потребителей, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

Практико-ориентированный подход к обучению студентов колледжа сферы обслуживания г. Петропавловска имени Искандера Даутова применяется педагогическим коллективом с первых дней обучения. Обучение состоит из нескольких этапов:

1 этап – Смысловой.  Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявляется к ней устойчивый интерес.

2 этап – Ценностный. Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.

Задания самостоятельных практических работ нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

3 этап – Практический. Непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции. Организация выполнения самостоятельной практической работы студентами  начинается  с ознакомления правил техники безопасности,  далее они работают по алгоритму, если необходимо показывается мастер-класс.

4 этап – Заключительный. Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

К заключительному этапу обучения относится:

¾  производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;

¾   преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).

Задачи:

¾  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности;

¾  проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства;

¾  сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта).

Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.

Рассмотрим осуществление практико-ориентированного подхода к обучению студентов колледжа сферы обслуживания на примере моего видеоурока «Изготовление бус в африканском стиле». Чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения на занятиях производственного обучения в колледже, необходимо выявить способности студентов, их направленность, развить и обогатить то, что заложено в них самих. Считаю, что именно творческий процесс на занятиях помогает педагогу это выявить в студентах. Задача мастера и преподавателя донести и передать свои знания, умения и навыки студентам, чтобы они были способны использовать их в своей дальнейшей работе, в решении профессиональных практических и теоретических задач.

Цель данного урока заключается в развитии творческих способностей студентов, в формировании практических навыков работы с материалами при изготовлении бус, в изготовлении изделия.

Структура урока:

¾   сообщение темы и цели урока;

¾   актуализация знаний, полученных на предыдущем занятии;

¾   повторение техники безопасности при выполнении ручных работ;

¾   алгоритм выполнения изделия;

¾   выполнение практического задания;

¾   рефлексия;

¾   домашнее задание;

¾   подведение итогов урока, демонстрация готовых изделий.

Этот урок даёт возможность студентам узнать об этностиле в одежде и аксессуарах, о правилах ношения этнических украшений, о характеристике африканского стиля в бижутерии, а главное, формирует практические навыки в изготовлении бус. Мне хотелось, чтобы студенты сами из набора нехитрых деталей создали свои аксессуары. Подручным материалом, предложенным студентам, явилась ткань, нитки, искусственная кожа.

Урок был построен последовательно, материал изложен доступно, логично, научно. Процессу мышления студентов способствовали наглядные демонстрационные пособия в виде компьютерной поддержки на всех этапах урока, так как на протяжении всего занятия демонстрировалась презентация.  В ходе практической работы студенты с большим интересом были вовлечены в сам процесс.

 S  1

 Занятие проходило в положительной эмоциональной обстановке и рабочей атмосфере. Для студентов оказалось очень познавательным и необычным создавать украшения из ткани. Обучающиеся поняли, что могут сами создавать оригинальные вещи и использовать навыки, полученные в ходе занятия, для изготовления своих авторских изделий в будущем. В заключительной части урока прошла демонстрация выполненных изделий. Бусы в африканском стиле получились оригинальными и непохожими друг на друга.

S  3

Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

S  5S  4

                Список литературы:

1.Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012-№12(20)., www.sisp.nkras.ru

2.Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. – М., 2007.- 321с.

3.Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).

4.Скамницкий А.А. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. – М., 2016. – 247 с.

5.Типовая учебная программа по дисциплине «Профессиональная практика» для специальности 1211000 «Швейное производство и моделирование одежды» квалификация «Модельер-конструктор», - Астана, 2010.

6.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2011. – 365 с.

                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика