ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

1                                                                                                                             Богач Н.В., преподаватель биологии, магистр в области «Педагогическая инноватика».

КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский высший медицинский колледж»

Мақала студенттердің өзіндік және іздеу-зерттеу қызметі арқылы биология сабақтарында кәсіби, коммуникативтік, ақпараттық құзыреттіліктерді, базалық біліктерді, дағдыларды қалыптастыру бойынша оқытушының практикалық тәжірибесін жинақтайды.

The article generalizes practical experience of the teacher in formation of professional, communicative, information competences, basic abilities, skills at biology lessons by means of independent and research activity of students.

В своем выступлении на пленарном заседании августовской конференции «Bіlіm jáne Ǵylym!» Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорит, «основа успеха в XXI веке – упорный труд, постоянное саморазвитие, неустанный поиск». Мои студенты ежегодно участвуют в международных, республиканских предметных олимпиадах и конкурсах, занимая призовые места.

Air Jordan 1 Retro High OG 'Rust Pink' 861428-101 For Sale

 

Биологическая подготовка играет принципиальную и все более возрастающую роль в структуре медицинского образования. Будучи фундаментальной естественнонаучной дисциплиной, биология раскрывает закономерности возникновения и развития, а также необходимые условия сохранения жизни как особого явления природы нашей планеты. Биология является необходимой базой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, это важная составная часть учебного процесса при подготовке высококвалифицированных компетентных специалистов.

Большинство абитуриентов мотивируют поступление в медицинский колледж интересом к профильным предметам. Именно на I курсе возникает большинство проблем, связанных с недостаточной сформированностью навыков самостоятельной работы, не до конца сформированным умением выделить главное и второстепенное в лекционном материале, работать с различными источниками, анализировать информацию, логично излагать свои мысли, применять полученные навыки.

Для наилучшего усвоения материала используются аудио- и видеоматериалы, современные наглядные пособия, оборудование, студенты привлекаются к решению ситуационных задач, применяются элементы проблемного обучения. А занятия-практикумы проводятся, в том числе, и в лаборатории Дворца школьников, где закрепляются умения и навыки во время выполнения практических и лабораторных работ.

Для участия в конкурсе «Панорама педагогических идей» выбрана тема «Митоз как основа бесполого размножения», которая является частью модуля «Размножение и развитие организмов». Занятие по данной теме позволяет продолжить формирование у будущих фельдшеров профессиональной компетенции, т.е. владеть приемами и методами анализа биологических процессов, целого ряда базовых компетенций и профессиональных межпредметных умений и навыков, например, работа с микроскопом, деятельность исследовательского характера, классификация информации, организация совместной деятельности.

Для формулировки темы и цели занятия студентам предлагается видеоролик (http://biolicey2vrn.ru/index/delenie_kletki/0-616) и обращается внимание на последовательно происходящие события. Затем они называют возникающие ассоциации со словосочетанием «деление клетки».

Сформулировав тему занятия, студенты определяют цель с помощью вопроса «Как осуществляется бесполое размножение путем митоза?». Для ее реализации предлагается выполнить ряд заданий. Оценивание проводится по чек-листу.2

Первое задание: работая в парах,сформулировать определение терминов, необходимых для понимания темы. Работа в парах, и дальнейшая беседа с целью корректировки знаний студентов, активизирует их деятельность и позволяет развить коммуникативную компетенцию, базовые умения, навыки.

Для составления опорного конспекта по теме занятия с краткой характеристикой фаз митоза студенты используют информацию, зашифрованную с помощью QR-кода. Данная работа успешно развивает информационную компетенцию студентов.

На третьем этапе, для формирования исследовательской компетенции, предлагается выполнить практическую работу и определить фазу митоза на микропрепарате. Студенты выполняют задание по инструктивной карте, которая является приложением к чек-листу.

Следующее задание предлагается обучающимся с учетом специфики медицинского образования. Студенты, работая в микрогруппах, по идиограммам должны определить тип хромосом. При этом объясняется, что такое идиограмма, где она применяется, какие существуют типы хромосом. На данном этапе

3

формируется профессиональная компетенция и демонстрируется уровень усвоения учебного материала. Полученные при выполнении этого задания знания необходимы студентам для успешного изучения общепрофессиональных дисциплин.

Чтобы студенты могли осознать пройденный путь, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других, используется рефлексия - «Почему я должен знать фазы митоза?».

В конце занятия для закрепления знаний предлагается самостоятельно дома, используя параграф учебника и ресурсы Интернет http://biolicey2vrn.ru/index/delenie_kletki/0-616, заполнить таблицу, распределив процессы митоза по соответствующим колонкам, и расположить описание фаз митоза и иллюстрации к ним в правильной последовательности. Кроме того, творческие домашние задания можно выполнить в лаборатории Дворца школьников. 4

На занятиях биологии студенты – активные участники образовательного процесса. Самостоятельная реализация разных видов деятельности на занятии, ситуации неопределенности и индивидуальное свободное решение проблем, успешно формируют профессиональную компетенцию студентов медицинского колледжа. Делает их успешными при изучении анатомии, физиологии, медицинской генетики и других профильных дисциплин, позволяет проявить индивидуальные способности на занятиях кружка «Хромосома».

Литература

  1. Государственный общеобязательный стандарт образования медицинского образования ( Приказ №661 от 27 июля 2016 г.)
  2. Выступление Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на пленарном заседании августовской конференции «Bіlіm jáne Ǵylym!» (16 августа 2019)
  3. Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация. – М., 2009.-324с.
  4. Корнеев Ю.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Профессиональное образование,2008.-№11

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.akorda.kz/ru
  2. http://biolicey2vrn.ru/index/delenie_kletki/0-616
                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика