ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Карабельникова Т.В.

преподаватель иностранного языка

Гуманитарно-технический колледж

Северо – Казахстанская область, г.Петропавловск

Актуальность темы исследования.

Современное казахстанское общество сегодня характеризуется общественной модернизацией и стремлением к мировым интеграционным процессам, где ведущую позицию в процессе модернизации занимает образование. Известно, что только то общество может успешно развиваться и гармонично вписаться в ряд ведущих стран мира, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия приобретения качественного и современного образования.

В цели обучения иностранным языкам входит понимание языка не только как продукта развития общества, но и как средства употребления его в профессиональной сфере. Подход к преподаванию иностранного языка как отображению профессиональной  реальности делает необходимым ознакомление со специальными подходами в той или иной сфере профессионального образования.

Таким образом, обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение профессиональными знаниями и умениям. Практико – ориентированный подход  в иностранном языке должен выполнять пять функций: профессиональную, развивающую, учебную, воспитательную, познавательную. Все вышесказанное подтверждает актуальность темы данного исследования.

Air Jordan

 

Гипотеза – подготовка высококвалифицированного специалиста по средствам практико – ориентированного подхода, в том числе и на уроках иностранного языка.

         Достижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

-рассмотреть проблему реализации практико –ориентированного подхода в обучении иностранному языку;

-охарактеризовать практико -ориентированный подход, его цели, задачи, функции и принципы реализации в процессе обучения иностранному языку в учебном заведении технического и профессионального образования;

-определить методы реализации практико -ориентированного подхода на уроках иностранного языка в техническом и профессиональном заведении;

-разработать примеры реализации практико - ориентированного компонента при обучении иностранному языку по средствам различных приёмов и методик.

Объектом исследования является урок иностранного языка на среднем этапе обучения.

Предметом работы является реализация дуального компонента при обучении иностранному языку в техническом и профессиональном учебном заведении.

Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка необходимости внедрения элементов практико – ориантированного подхода на уроках  иностранного языка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и

рекомендации, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при

совершенствовании методов обучения иностранному языку.

Современное техническое и профессиональное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками специальности, заключается в том, чтобы специалист мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира, способ познания достижений и производственных технологий других государств, а также способ саморазвития.

На примере специальности «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» рассмотрим возможность внедрения элементов практико –ориентированного подхода  в преподавании иностранного языка. Предмет «Иностранный язык» проводится как в учебных аудиториях, так и в учебных мастерских и лабораториях, оснащенных  последними достижениями техники.

На начальном этапе основное внимание уделяется обучению общеразговорному языку, формируются навыки грамматически правильной устной и письменной речи.

Тематический материал отражает связанную со специальностью «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта» коммуникативную сферу общения, в которой будущие выпускники должны выполнить свои коммуникативные производственные задачи путем реализации навыков и умений, созданных в процессе обучения. Поэтому содержание обучения отражает профессиональную сферу: предполагает работу с языковым материалом, связанным с будущей профессией специалиста,  знакомство с историей автомобилестроения за рубежом; описание некоторых систем отечественных и зарубежных автомобилей; неисправности в автомобильных механизмах и системах,  а также способы их устранения; автомобили и окружающая среда; вопросы безопасности на дорогах.

В рамках данных тем студенты начинают действительно говорить, а не выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-нибудь в будущем заговорить на иностранном языке в пределах своей профессиональной компетентности.

В каждый урок входят: один текст, один или два диалога, а также предтекстовые и послетекстовые упражнения, которые содержат минимум терминов по специальности и направлены на снятие трудностей при понимании технических текстов. Все упражнения и задания построены на знакомом грамматическом материале для активного овладения лексическим

минимумом профессиональной направленности. 

Например, тема урока: «Components of the Automobile»

На начальном этапе урока предполагается введение новых лексических единиц. Студенты просматривают видеоматериал, в котором содержатся новые лексические единицы.  (Видеоматериал)

Затем студентам предлагается карточка с заданием «Выполнить соответствия».

Упражнение 1. Выполнение предтекстового упражнения. Индивидуальная работа студента.

1. power plant

2. chassis

3. body

4. power train

5. running gear

6. steering system

7. brakes

8. clutch

9. gearbox

10. propeller shaft

11. final drive

12. rear axle

13. axle shafts

14. frame

15. wheels

16. springs

17. hood

18. fenders

19. windshield wipers

20. fuel system

21.cooling system

22. lubricating system

23.in turn

24.as well

25.source of power

 a. сцепление

 b. силовая передача

c. главная переда

d. колеса

e. система рулевого управления

f. капот

g. полуоси

h. ходовая часть

i. топливная система

j . стеклоочистители

k. коробка передач

l. система смазки

m. силовая установка

n. рама

o. в свою очередь

p. тормоза

q. рессоры

r. также

s. шасси

t. карданный вал

u.  задний мост

v.  источник энергии

w.  система охлаждения

x.  крылья

y.  кузов

Упражнение 2. Выполнение предтекстового упражнения. Работа в группах.

Поделитесь на три группы, подойдите к макету автомобиля, рассмотрите его  и выберите компоненты, которые относятся к:

the engine (двигателю); the chassis (шасси); the body (кузову)

Fuel system, axle shaft, accessories, cooling system, frame with axles,

running gear, lubricating system, steering system, heater, propeller shaft,

power transmission, final drive, windshield wiper, clutch, wheels and axle

shafts, gearbox, electric system, differential.

Упражнение 3. Работа в парах. Прочтите текст и переведите его.

Components of the Automobile

The automobile is made up of three basic parts: the power plant, or the

engine, the chassis and the body.

The engine is the source of power that makes the wheels rotate and the car

move. It includes fuel, cooling, lubricating and electric systems. Most

automobile engines have six or eight cylinders.

The chassis includes a power train (power transmission), a running gear,

steering and braking systems as well.

The power train carries the power from the engine to the car wheels.

The power transmission, in turn, contains the clutch, gearbox, propeller or

cardan shaft, final drive, differential, rear axle and axle shafts. The running

gear consists of a frame with axles, wheels and springs.

The body has a hood, fenders and accessories: the heater, stereo tape

recorder, windshield wipers, conditioner, speedometer and so on.

Упражнение 4. Выполнение послетекстового упражнения. Работа в парах.

Найдите в тексте английские эквиваленты предложений и запишите их.

1.Автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова.

2.Двигатель— это источник энергии.

3.Двигатель включает в себя топливную, охлаждающую, смазывающую и электрическую системы.

4.Шасси включает в себя силовую передачу, ходовую часть, рулевую и тормозную системы.

5.Силовая передача(трансмиссия), в свою очередь, состоит из сцепления, коробки передач, карданного вала, главной передачи, дифференциала, заднего моста и полуосей.

6.Ходовая часть включает в себя раму с осями, колеса и рессоры.

7.Кузов включает в себя капот, крылья и вспомогательные аксессуары: отопитель,  стеклоочистители,  магнитолу, кондиционер и т.  п.

Упражнение 5. Выполнение послетекстового упражнения. Развитие навыков диалогической речи. Ответьте на вопросы по теме «Components of the automobile». Используйте при этом макет автомобиля, находящегося в лаборатории.

1.What main parts is the automobile made up of?

2.What is the function of the engine?

3.What systems does the engine include?

4.What does the chassis consist of?

5.What units does the power transmission comprise?

6.What assemblies does the running gear consist of?

7.What has the body?

Упражнение 6.Развитие навыков диалогической речи.

Закончите предложения, используя необходимые слова или словосочетания:

A:What parts does the automobile ... ?

B:It is made up of...

A: What is...?

В: The source of power is the ...

A:What systems does the engine ...?

В.:It includes ...

A: What does the chassis ... ?

В.:The chassis ....

A: What does the power train include?

B:The power train includes ...

A:What units does the body comprise?

B:It comprises ... and accessories such as ...

A.:Thank you for your ....

Упражнение 7. Выполнение тестового задания. Выберите и запишите соответствующий описанию механизм.

1.Mechanism which is used to stop the car.

a) clutch; b) brakes; c) gearbox; d) steering system.

2.Mechanism which is used to guide the car.

a) clutch; b) brakes; c) gearbox; d) steering system.

3.Mechanism which engages or disengages the engine and the car wheels.

a) clutch; b) brakes; c) gearbox; d) steering system.

4.Mechanism which is used to change the speed of the car.

a) clutch; b) brakes; c) gearbox; d) accelerator.

5.Mechanism which is used to guide the car in one or the other directions.

a) clutch; b) brakes; c) gearbox; d) steering system.

6.Device which is designed to measure the speed of the car.

a) heater; b) windscreen; c) speedometer; d) tachometer.

1 

Мониторинг знаний по иностранному языку

2017-2018 учебный год

Группа

Спец-ть

К-во уч-ся

5

4

3

2

н/а

% усп-ти

% кач-ва

103

«Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация АТ»

25

3

8

8

2

4

76

44

106

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

25

0

4

16

1

4

80

16

 

Мониторинг знаний по иностранному языку

2018-2019 учебный год

(использование практико –ориентированного подхода)

Группа

Спец-ть

К-во уч-ся

5

4

3

2

н/а

% усп-ти

% кач-ва

103

«Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация АТ»

25

4

13

6

0

2

92

69

108

«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

25

2

11

11

0

1

96

52

Заключение

Таким образом, урок иностранного языка строится на решении реальных, но не выдуманных профессиональных (производственных) задач и проблем. Конечно, все темы курса иностранного языка направлены на создание реальных, типичных, производственных  ситуаций общения. Учебный материал, предназначенный для профессиональных учебных заведений можно назвать актуальным, жизненным, учитывающим интересы и потребности каждого студента. Студентам предлагаются профессиональные тексты, не оторванные от действительности; статьи, материалы, задания на обсуждение  не абстрактных ситуаций, а ситуаций, которые имеют место на производстве. В итоге, такие материалы вызывают студентов на диалог, ставят перед ними проблемы, которые хотелось бы решить, обсудить. Чтобы урок повышал мотивацию студентов в изучении иностранного языка специальности, материалы, на основе которых происходит изучение профессионального языка, соответствуют интересам студентов, преподавателю и времени.

Хочется отметить, что реализация элементов практико – ориентированного подхода является необходимым условием эффективности урока, условием расширения профессиональных знаний по специальности через дисциплину «Иностранный язык», условием формирования иноязычных коммуникативных профессиональных компетенций, которые являются целью обучения иностранному языку вТиПО.

Список литературы

1. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст]: книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И.  Шилкунов. – М. - ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. - Учитель, 2011.

3. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. - Просвещение, 2005

4. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А. В. Хуторской. - М. : Центр дистанционного образования "Эйдос" /  http://eidos.ru;e-mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Специальностей средних профессиональных учебных заведений.-М.- Высшая школа, 2008

                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика