Активизация учебной деятельности на уроках математики посредствам практико-ориентированного обучения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Гейнц Юлия Владимировна

Преподаватель математики и информатики

НУО «Гуманитарно-технический колледж» 

Государственная программа развития образования и науки  РК на 2016-2019 годы основана на решении следующих проблем:

  • Изменение роли ученика от пассивного «получателя» знаний к активно познающему субъекту образовательного процесса;
  • Подкрепление нового содержания образования новыми методами обучения;
  • Обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны.

Сегодня я сталкиваюсь с тем, что у определенной части студентов колледжей наблюдается довольно низкий уровень интереса к изучению общеобразовательных дисциплин.

        Ориентируясь на то, что я преподаю в колледже, что студент, определившись  со своей будущей специальностью,  желает как можно быстрее приступить к освоению профессиональных дисциплин, у меня появляется идея активизировать  учебную деятельность, используя практико-ориентированное обучение, которое максимально приближает обучение студентов к будущей профессиональной деятельности и тем самым повышает интерес к математике.

Nike

Я понимала, что для решения проблемы подготовки студентов к практической деятельности следует использовать новые подходы. В настоящее время, разрабатывается концепция, основной идеей которой является усиление практического аспекта подготовки что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция нашла отражение в теории практико-ориентированного обучения (И.Ю. Калугина, Н.В. Чекалева и др.), сущность которого заключается в обеспечении единства приобретения знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. 

С возможностями для реализации практико-ориентированного обучения я знакома со студенческой скамьи, так как задачи с практическим содержанием – это тема моей дипломной работы. Однако применение таких задач в качестве средства реализации практико-ориентированного обучения математике до настоящего времени является мало используемым. Это связано, во-первых, с бурным развитием науки и техники, во-вторых, малой обновляемостью  учебных материалов. Актуальным остается изложение материала теоретического содержания и отсутствие практических задач, направленных на профессиональную деятельность, т.е. в школьных учебниках математики таких задач  почти нет. В методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко. Методик  использования таких задач и их составления при обучении математике разработано недостаточно.

Поэтому я столкнулась с проблемой составления практико-ориентированных задач и определения их места на уроках математики и внеклассных мероприятиях.

Технология реализации практико-ориентированных задач выглядит так:

  • разработка алгоритма составления практико-ориентированных задач;
  • методы и приёмы использования задач на различных этапах урока;
  • мониторинг качества математической подготовки студентов и интереса к предмету.

Алгоритм составления практико-ориентированных задач:

  1. Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе.
  2. Определить направленность задачи (профессиональная, межпредметная).
  3. Определить виды информации для составления задачи.
  4. Выбрать структуру задачи.
  5. Определить форму ответа на вопрос задачи (однозначный, многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).

Приёмы использования задач на различных этапах урока:

  • Приём «Измени мир»;
  • Приём «Скорая помощь»;
  • Приём «Узнай тему»;
  • Приём «Копилка интересных идей»;
  • Приём «Математика вокруг нас». (Заставляет использовать математические знания для преобразования реальности);
  • Приём «Ловушка» (ответ задачи не соответствует действительности).

Например, при изучении темы «Объем цилиндра» для  специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» я применяю прием «Узнай тему».

Задача. Определить расход кирпича для емкости с песком, если она имеет цилиндрическую форму, радиус основания которой 1 м, высота 7 м, кладка – ложковая в один кирпич. Размеры кирпича 65*120*250.

Данный прием вызывает повышенный интерес студентов к решению задачи, способствует творческой активности.

На уроке при изучении темы «Физический смысл производной» применяю прием «Лови ошибку».

Автомобилистам предлагается решение следующей задачи. Определить скорость движения автомобиля в момент времени t=2 c, если уравнение пути имеет вид S=4t3+2t2-4t+5. Мною заведомо допускается ошибка, которую студентам необходимо исправить.

Данные задачи приводят к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

Прием «Проблемная ситуация», например, я применяю для специальности «Учет и аудит», где используется следующая задача.

«Покупка в кредит»

Студентам необходимо исследовать возможность совершить покупку, на приобретение которой пока нет денежных средств. Что выгоднее – заработать и накопить, сохраняя деньги в «банке», заработать и накопить, открыв счет в сбербанке; совершить покупку в кредит, выплачивать который нужно будет из заработанных средств? Какие виды кредитов более выгодны? Соответствие цены и качества. Проведение необходимых расчетов по погашению кредита. Финансовые издержки (сколько денежных средств затрачено дополнительно на оплату кредита, что кажется студенту более выгодным и правильным – покупка в кредит, или накопление денежных средств на счете в банке, а затем совершение покупки).

Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес студентов, способствуют развитию любознательности, творческой активности. 

        Систематическая работа по применению  практико-ориентированного  подхода в обучении  математики и использование разнообразных приёмов активизировала студентов и обеспечила стабильные результаты учебной деятельности:

  1. Отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации.
  2. Увеличилось количество обучающихся, имеющих достаточный уровень интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию и классификацию, логически мыслить).
  3. Произошли значительные изменения и в ценностных установках обучающихся: в отношении к освоенному содержанию, в способности и возможности мобилизовать знания в экстремальной ситуации, в готовности предъявить их работодателю.

В процессе работы я пришла к выводу, что обучение с использованием практико – ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями, а самое главное,  особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывает повышенный интерес студентов, способствует развитию любознательности, творческой активности. 

Вот почему преподавателю необходимо четко представить не только ближайшие, но и дальнейшие перспективы своего труда. Готовить студентов, способных обеспечить высокое качество будущего общества.    

Если мы все чаще встречаем наших выпускников  в различных сферах производства и услуг, значит  поставленная цель достигнута.

Рекомендации:

ü Если при обучении математике систематически на протяжении всего  курса  целенаправленно использовать практико-ориентированные задания с учетом их профессиональной направленности, то повысится не только качество подготовки студентов, но и интерес к изучаемым предметам.

ü Обучение с использованием практико-ориентированных заданий также приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.

ü Будут сформированы ключевые компетенции, которые используются в профессиональной деятельности.

Список литературы:

  1. Государственная программа развития образования и науки  РК на 2016-2019 годы
  2. Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий,  Современные исследования социальных проблем: Электронный научный журнал.- 2012. - №12(20).
  3. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде. – 2011. – № 1.
  4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании,  М., 2006. – С.247.
  5. Ведущий образовательный портал «Инфоурок»
                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика