«Инклюзивное обучение в колледже»

Рейтинг:   / 0

Избасова М., С., мастер производственного обучения

ГККП «Уральский технологический колледж «Сервис»

Инклюзия – это образование, при котором  дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками.

Изменения, которые происходят сегодня в системе образования, в том числе, развитие инклюзивной практики гарантирует, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права на получение образования и доступность общего образования. Ребенку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) не обязательно обучаться в специальных учреждениях, он может получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в одном профессиональном учреждении. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.

Перед системой образования Казахстана в области технического и профессионального образования стоит задача в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров. А это в свою очередь требует достижения нового современного качества образования. Современная система образования все больше концентрирует в себе функции социализации личности независимо от ее физических возможностей. Остро ощущается потребность в оказании помощи нуждающимся людям полноценно включиться в жизнь общества. Инклюзивное - это общее, адекватное для всех его участников образование, с помощью которого каждый сможет решить свои задачи социализации. Инклюзивное образование стремится развить метод обучения  детей, как в общем образовании так и в профессиональном и признаёт, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Инклюзивное образование в колледже заключается в получении профессионального образования обучающимися с особыми образовательными потребностями. Их дальнейшая интеграция в общество является одним из основных условий для успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности[2].

Уральский технологический колледж "Сервис" обучает детей по специальности «Швейное производство и моделирование одежды» по квалификации «Портной». В эти группы набираются дети с  особыми образовательными потребностями, имеющими отклонения в развитии. Их особые образовательные потребности задаются видом нарушения психофизического развития (нарушение слуха,  интеллекта, речи). В настоящее время в колледже в группах портных обучаются 29 человек, из них на 1 курсе - 22 человек, на 2 курсе - 7 человек. Списки групп формируются из следующих образовательных учреждений: «Областная специальная школа-интернат для детей с нарушением интеллекта»; «СОШ №13»; «СОШ №22»; «СОШ №45».

Обучение данной категории лиц наш колледж осуществляет с 1986 года. Первые наборы были только из числа обучающихся с коррекционных школ, имеющих отклонения с нарушениями слуха.  Позже стали обучать и выпускников имеющих отклонения в психическом развитии и умственной отсталостью.

Большая часть детей состоят на учете у психиатра.

Дети с ограниченными возможностями лишены возможности учиться вместе со своими сверстниками и общаться с ними в одной аудитории. Сложность в том, что, они имеют специфические потребности в обучении, которые не в состоянии удовлетворить обычный подход обучения. Дети имеют повышенную импульсивность и чрезмерную чувствительность к новой обстановке, другим людям. Дети легко отвлекаются на любой шум и это мешает им сосредоточиться на материале. Поэтому для таких детей нужен щадящий режим обучения, постоянное внимание, почти родительская опека, индивидуальное сопровождение ребёнка, нужно другое отношение преподавателя к таким детям, понимание таких детей. Щадящий режим в обучении и темп работы улучшает возможности познавательной и трудовой деятельности.

У обучающихся детей данной группы слабо развиты познавательные процессы (память, внимание, усидчивость, образное мышление, речь, письмо). Они не адаптированы к социуму, коммуникативные функции слабо развиты, отмечается высокая утомляемость. В связи с этим, у данных студентов познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Отмечается замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала. Внимание - неустойчивое, переключается с одного вида деятельности на другой с трудом. Работоспособность, требующая умственных усилий, низкая. Темп работы медленный, длительная врабатываемость, отмечается повышенная утомляемость. Слабо развиты общие интересы к познанию и обучению.

Требуется постоянная помощь педагога в виде наводящих вопросов, подсказок. Не все могут самостоятельно работать с текстом.  Прочность запоминания у них низкая. Объем оперативной и долговременной памяти не соответствует возрастным нормам. Воспроизведение учебной информации неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал не могут. При обсуждении и объяснении любых заданий смысл ухватывают плохо, поэтому требуется объяснять несколько раз и поработать с каждым индивидуально. Речь слабо развита, односложная, порой не могут выразить мысль, речевая активность низкая, не окрашена эмоционально. Читают медленно и плохо  понимают суть прочитанного.

Отмечается наличие бедного словарного запаса, который активизируется с трудом. Такие дети требуют к себе особого внимания, поэтому педагоги сталкиваются со многими проблемами при их обучении профессии.

Трудности в обучении могут быть обусловлены разными факторами: быстрой утомляемостью,  вялостью,  сонливостью, плохим самочувствием, головными болями, нежеланием учиться. Такие студенты справляются хорошо с заданиями, которые рассчитаны на небольшой временной отрезок. Поэтому преподаватель на уроках дозирует нагрузку, делают перерывы по мере необходимости. Разрабатывает индивидуальные задания для каждого учащегося по уровню его подготовки. Для снятия напряжения проводят физкультминутки (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и т.д.). На первых порах обучения практикую на уроках специальных дисциплин применение релаксации - различных успокоительных, отвлекающих задании, упражнений, игры. Это применяется для того, чтобы не утомлять детей при обучении нелёгким профессиональным знаниям. Эти методы применяются чаще на первых порах обучения, пока дети не привыкли к нагрузкам урока. Среди методов и приёмов работы при обучении таких студентов главную роль занимают здоровьесберегающие технологии, учитывающие психофизические особенности данной категории лиц. Это могут быть игровые технологии и активные формы обучения. Причем ограничивающим фактором для большинства из них является сложность освоения теоретического материала. В овладении же практическими навыками учащиеся затрудняются меньше.

Педагог должен иметь четкий алгоритм построения урока. Привыкая к установленному алгоритму, учащиеся становятся более организованными.

Начало занятия с ребятами с ОВЗ всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

2. На занятиях в инклюзивных группах, нужно использовать большое количество наглядности, так как у ребят с ОВЗ наиболее развито наглядно-образное мышление, а словесно-логическое не могут использовать в полном объеме, оно у них нарушено.

3. Одно из главных требований к занятиям – это смена видов деятельности и формы работы, что позволяет снять напряжение, повысить внимание.

4. Работая с детьми с ОВЗ, должны помнить, что все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, так как снижение произвольной памяти у учащихся - одна из главных причин их трудностей в обучении. Им свойственно и быстрое забывание выученного. Они редко замечают свои ошибки.

5. Система упражнений, заданий для студентов с ограниченными возможностями здоровья должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности обучающихся.

Чтобы помочь учащимся запомнить материал нового урока, я использую различные виды работ: несложные записи текста, работа с учебником; написание опорных конспектов; выполнение несложных зарисовок по теме урока; пользуясь наглядными пособиями, описать объект изучения. На занятиях показываю учебные фильмы и видео ролики по текущей теме урока. Это способствует активизации познавательной деятельности и повышает мотивацию к обучению.

Учащиеся с ограниченными возможностями учатся в обособленных группах. Это даёт возможность преподавателю индивидуально работать и помочь каждому учащемуся на уроке.

При составлении расписания для этих группах учебные занятия проводятся в первой половине дня. Обучение проводится в режиме пятидневной учебной недели. Уроки теоретического обучения в расписании  идут парами с 10 минутной переменой между уроками. В расписании специальные дисциплины чередуются с общеобразовательным курсом, физкультурой.

Педагоги колледжа уже много лет активно пополняют свою методическую копилку различными дидактическими материалами для занятий, учитывающие психофизические особенности данной категории лиц.

Консультации для обучающихся с особыми образовательными потребностями проводятся в течение учебного года индивидуально по основным специальным и базовым дисциплинам. Профессиональную практику обучающиеся первого и второго года обучения проходят в швейных производственных мастерских колледжа.

Учитывая психофизические возможности студентов в колледже  проводится кружковая работа, где обучающиеся данных групп выполняют различные изделия: вяжут крючком салфетки, спицами для вязания вяжут следки, вышивают крестиком небольшие картины и др. Данные занятия позволяют развивать мелкую моторику рук у обучающихся, усидчивость, внимательность, логическое мышление, аккуратность, прививают интерес к профессии. Их творческие работы представлены на выставке колледжа.

За время многолетней работы со студентами с особыми образовательными потребностями я выделяю некоторые проблемы:

1. Педагоги колледжа испытывают затруднения в обучении лиц с особыми образовательными потребностями. С каждым годом всё больше поступают дети с отклонениями в психическом развитии и умственной отсталостью. Нередко случается так, что учащийся не поддаётся обучению.

2. Овладение профессией «Портной» требует усидчивости, кропотливости, работы с острыми, колющими предметами (ножницы, иголки, распарыватели, резцы и др.), также работа проходит на электрических швейных машинках, за паровыми электрическими утюгами. Всё это требует соблюдения правил техники безопасности, выполнять которые некоторые обучающиеся не могут из-за проблем, связанных с их здоровьем и сложностью профессии.

Использованная литература:

1. Аксенов И.Н. Социализация подростков. - М., МАИ. 1996г.

2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с от-

клонениями в развитии. Учебное пособие.- Издательство: АСТ, Астрель

3. http: //www. chelovechki. ru/stories/S tihi. htm

4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Учебное по-

собие./Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др./под ред Б.П. Пузанова - М.: Изд. Центр «Академия», 2000.

5. https://prosveshenie.kz/article?id_article=1538

Совершенствование и развитие инклюзивного профессионального образования: проблемы и решения

Рейтинг:   / 0

                                                                     Воскресенская Галина Евгеньевна,

                                                                     Игнатенко Светлана Михайловна,

                                                                     методисты БПОУ «Омский колледж

                                                                     профессиональных технологий»

Одним из приоритетных направлений образовательной политики Омской области является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В следствии этого, система  социальной, педагогической, психологической  помощи лицам с инвалидностью, с ОВЗ требует постоянного развития и совершенствования.

          Распоряжением Министерства образования Омской области от 12.07.2016 г. № 2141 Омский колледж профессиональных технологий определен базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования Омской области.

В конце 2017 года колледж начал функционировать в этом качестве, было создано структурное подразделение – Центр инклюзивного профессионального образования, разработана соответствующая нормативно-правовая база.  

В соответствии с Распоряжением Министерства образования Омской области для обеспечения поддержки региональной системы образования СПО в части инклюзии базовая организация должна взаимодействовать с различными организациями. В Концепции развития Центра инклюзивного профессионального образования механизм взаимодействия служб определен как один из наиболее эффективных и перспективных механизмов реализации инклюзии.

Деятельность базовой организации охватывает большой спектр вопросов по реализации инклюзии в регионе, и соответственно, в её работу должны вовлекаться социальные партнеры не только из системы образования региона, но и из разных ведомств, вовлеченных в сферу инклюзии.

При этом базовая организация выполняет функцию координационного центра по организации, функционированию и развитию региональной системы инклюзивного профессионального образования.

          В настоящее время одним из эффективных средств взаимодействия является web-сайт организации в сети Интернет. Именно поэтому на сайте колледжа вначале была создана страница Центра (как основного подразделения, курирующего инклюзивное образование). А затем был создан сайт  Центра внутри сайта колледжа.

За короткий промежуток времени сайт Центра был наполнен различной информацией, которую активно используют в работе наши коллеги.

В концепции развития Центра определены основные направления взаимодействия с субъектами инклюзивного образования - с организациями, службами, вовлеченными в сферу инклюзии.

Данные направления являются слагаемыми системы развития инклюзивного образования в регионе и фактически являются нашими ориентирами в работе.

Научно-методическая работа направлена на методическое обеспечение работы системы, проводится она в разных формах. В первую очередь, это разработка документов локального уровня,  шаблонов, которые используются профессиональными образовательными организациями.

Инклюзивный образовательный процесс – это многоаспектный процесс, внедрение которого влечет за собой много вопросов. Это вопросы не только обеспечения «безбарьерной среды», в первую очередь - это вопросы организации учебного процесса для обучающихся с разными нозологиями (нарушениями слуха, зрения, речи и т.д.), организации приемной кампании и другие.

Наши сотрудники разрабатывают методические материалы по различным вопросам организации инклюзивного образования. Материалы выложены на соответствующей вкладке сайта колледжа, могут быть использованы в работе не только представителями образовательных организаций, а всеми заинтересованными лицами.

Один из сложнейших вопросов в системе среднего профессионального образования – организация учебного занятия для лиц с различными видами нарушения здоровья. Сложность состоит в том, что в системе СПО отсутствовала эта практика,  у педагогов не сформированы соответствующие компетенции. Для решения данной проблемы организованы не только курсы повышения квалификации, но и обучающие семинары на базе адаптивных школ г. Омска, которые проводят открытые занятия для педагогов СПО. Такое сотрудничество налажено с адаптивными школами № 14, 15, 17.  На основе материалов семинаров нами создаются учебные фильмы.

Для организаций, удаленных от Омска, проводятся вебинары по различным вопросам.

Для формирования системы в работе нами проведены исследования об организации и эффективности реализации инклюзивного образования в профессиональных образовательных организациях Омской области.

В исследованиях принимали участие разные целевые группы инклюзивного образовательного процесса: педагоги, обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ, обучающиеся без нарушения здоровья, их родители. 

Данные исследования помогли в определении актуального состояния инклюзии, и соответственно - в определении перспектив работы.

          Внедрение разнообразных форм повышения квалификации позволяет педагогам осваивать различные практики в рамках инклюзивного образования, лучшие из которых обсуждаются на ежегодной научно-практической конференции «Инклюзия в профессиональном образовании: теория и практика, опыт и результаты». В 2019 году конференция впервые проведена в онлайн режиме, что вызвало живой интерес её участников нашего и других регионов. В 2020 году онлайн-конференция получила статус Всероссийской с международным участием и проводится в соучредительстве с Институтом специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ, г. Москва.

С целью кадрового обеспечения инклюзивного образования необходимо было создать эффективно действующую систему повышения квалификации руководящих и педагогических работников СПО. Сформированная и функционирующая система включает в себя многообразие форм и находится в режиме развития.

В первую очередь надо сказать об организации и проведении курсов повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программам  стажировки. К разработке и реализации программ привлекаются кадры не только из базовой организации, а также из других организаций.

Обучение сотрудников профессиональных образовательных организаций на курсах повышения квалификации послужило основанием для внедрения других форм данного направления работы: организации работы творческих групп, стажировочных площадок, проведения вебинаров, семинаров и другое.

Перед каждым педагогом, работающим с обучающимися с ОВЗ возникают много вопросов.

В рамках поиска ответов на вопросы педагогу важно понимать, как таких детей обучать, учитывать их индивидуальные особенности. И помочь в решении данных вопросов педагогам в нашем регионе мы решили, создав стажировочную площадку.

Целью деятельности стажировочной площадки является организация стажировочной практики для стажёров с целью содействия повышению качества среднего профессионального образования по направлению профессионального обучения лиц с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями), а также трансляции позитивного опыта инновационной деятельности, имеющегося в Учреждении по направлениям:

 - организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями);

- образовательные технологии и методики, используемые в профессиональном обучении для лиц с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Результат деятельности стажировочной площадки направлен на проектирование стажёрами, на основе изученного инновационного опыта, собственных вариативных моделей профессиональной деятельности.

На протяжении всего периода работы Центра была организована работа творческих групп по различным направлениям инклюзивного образования, педагогов профессиональных образовательных организаций нашего региона.

Сотрудники Базовой организации оказывают консультационные услуги по различным вопросам организации инклюзивного образования. Абсолютное большинство консультируемых – это работники профессиональных образовательных организаций. Кроме них обращаются работники общеобразовательных организаций, организаций высшего образования, обучающиеся школ с инвалидностью, с ОВЗ, их родители.

Одним из обязательных элементов системы по реализации инклюзии является организация профориентационной работы.

Для реализации данного направления базовой организацией разработана концепция межведомственного взаимодействия «Профориентационная лаборатория» совместно с Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Министерства труда и социального развития Омской области, Центром занятости населения города Омска.

В 2018 году началась совместная работа с этими организациями, в неё также вовлечены:

- школы г. Омска и Омской области,

- профессиональные образовательные организации – колледжи, техникумы,

- представители работодателей,

- общественные организации инвалидов,

Работа проводится в тесном сотрудничестве и в разных формах: экскурсии, профконсультационные занятия, диалоговые площадки, семинары, круглые столы, квесты и др.

          Данная работа осуществляется и в направлении трудоустройства выпускников с инвалидностью. Помимо совместных мероприятий со службой занятости при нашем содействии на предприятиях и организациях города было трудоустроено более 30 выпускников с инвалидностью профессиональных образовательных организаций.

В сотрудничестве с социальными партнерами внедряются новые эффективные формы профориентационной работы среди обучающихся школ с инвалидностью, с ОВЗ.

В 2019 году началась работа по созданию единого электронного профориентационного справочника для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. В настоящее время на сайте колледжа в тестовом режиме уже работает профориентационный справочник «Куда пойти учиться для успешного трудоустройства», в котором размещена информация для потенциальных абитуриентов и их родителей о колледжах и техникумах г. Омска, Омской области.

В конце 2019 года при поддержке муниципалитетов Омской области совместно с Центром профориентации Омской области мы приступили к профориентационной диагностике школьников-инвалидов, обучающихся в муниципальных школах. После проведения диагностики будут организованы профпробы и выпускники школ осмысленнее смогут подойти к вопросу будущего выбора. Эта работа охватывает все 33 муниципалитета Омской области и к апрелю 2021 года она будет завершена.

Особое место в работе базовой организации принадлежит Региональному Центру «Абилимпикс», который начиная с 2017 года организует, проводит и участвует в подготовке к региональному и национальному чемпионатам «Абилимпикс».

Представленная организация работы, в которую вовлечены разные организации разных ведомств позволяет скоординировать работу этих ведомств по разным направлениям, расширить перечень социальных партнеров, расширить диапазон направлений работы в рамках инклюзии. В конечном итоге, это способствует развитию инклюзивного образования в регионе.

Литература:

1. Закон № 273 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Профессиональный стандарт «Педагог профессионально обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

4. Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций»).

УРОКИ НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ – ОСНОВА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Рейтинг:   / 0

С. К.Тасмагамбетов

Л.С. Альмагамбетова

«Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить потенциал нации. Наша задача - изменить отношение казахстанцев, и в первую очередь молодежи, к образованию, к интеллекту, служению Родине и народу». [1]

Подробнее...

Воспитание национальных ценностей как средство реализации программы «Рухани жаңғыру» в условиях дополнительного образования

Рейтинг:   / 0

Виноградова М. С.

Альмагамбетова Л.С.

Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода [1].

В этой  связи воспитание духовно-нравственное воспитание, воспитание национальных ценностей рассматривается как часть национальной стратегии государства.  Поэтому духовно-нравственное воспитание легло в основу деятельности детско-подросткового клуба «Родник» г.Петропавловска.

Подробнее...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ» ПОСРЕДСТВОМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Рейтинг:   / 0

Долгушина Елена Игоревна,

Сабиева Кульзипа Умбиталиевна,

Петропавловск, Казахстан

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается специфика использования в обучении студентов по специальности  «Электроснабжение» информационно-коммуникационных технологий и технологий проектного обучения, способствующих развитию активной учебно-познавательной деятельности студента и формированию профессиональных компетенций.

ABSTRAKT

The article reveals the specifics of the use of information and communication technologies and technologies of project training in teaching students in the specialty "Power supply", contributing to the development of active educational and cognitive activities of the student and the formation of professional competencies.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование, специальность  «Электроснабжение», информационно-коммуникационные технологии, технология проектного обучения, дипломный проект.

Подробнее...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ТУҒАН ЖЕР» КАК ВЕКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Рейтинг:   / 0

Горохов А.

Аннотация. В статье дается определение казахстанского патриотизма на основе анализа научно-методической литературы и государственной программы  «Туған жер». Авторы выделяют эффективные форма работы по патриотическому воспитанию, а также описывают особенности их реализации.

Подробнее...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПУТЕМ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рейтинг:   / 0

Галата Екатерина Александровна,

Сабиева Кульзипа Умбиталиевна,

Петропавловск, Казахстан

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт работы педагога-психолога по организации волонтерской деятельности в колледже с целью формирования у студентов социальной ответственности, развития общечеловеческих ценностей.

На современном этапе исторического развития казахстанское общество претерпевает глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, в большинстве своем определяемые рыночными отношениями. Люди больше ориентированы на материальные ценности. Поэтому наше государство заинтересовано в том, чтобы у молодежи развивались лучшие человеческие качества как гуманность и милосердие, стремление к самосовершенствованию и самореализации на основе общечеловеческих ценностей. В реализации данных задач огромное значение имеет развитие и популяризация волонтерского движения.

Подробнее...

                       

© филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО & Палата предпринимателей СКО, 2016-2021

 
Яндекс.Метрика